Для выяснения методологических оснований спецсеминара В. М. Марковича «Классика и авангард» и - шире - научной деятельности ученого как таковой проанализирован литературоведческий сюжет, связанный с изучением Н. В. Гоголя. Статья Ю. М. Лотмана «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968) демонстрирует общую установку структурализма на описание конкретного произведения как реализации более общих закономерностей художественного текста как такового. Монография Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» (1978) - классическое типологическое описание форм, выполненное на материале гоголевской прозы. Ученый строго придерживается избранных принципов: ставя во главу угла определенную эстетическую категорию, он внимательно следит за ее изменением в рамках изучаемой системы. Результатом исследования и оказывается описание системы. Спустя 12 лет после выхода работы Манна Маркович опубликовал монографию «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (1989). В предисловии, определяя специфику художественного произведения, автор явно следует за классическими работами формально-структурального литературоведения. Но, уравнивая в правах анализ, интуицию и чуткое читательское восприятие в деле постижения всей смысловой полноты текста, он легитимизирует практики, свойственные противостоящей структурализму герменевтике. Исследователь фиксирует «странности» гоголевской поэтики и сопоставляет эти «странности» с широким литературным контекстом. При этом Маркович постоянно «проверяет» полученные результаты читательской рецепцией, апеллируя и к сознанию имплицитного читателя, реконструируемому из гоголевских текстов, и к реальным современным Гоголю читателям, чьи возможности восприятия подготовлены определенной культурно-исторической эпохой. Так в поле исследовательских методик входят практики, присущие рецептивной эстетике. Контекст работ Лотмана и Манна позволяет определить уникальную позицию Марковича, совмещающую структуральный анализ, принципы рецептивной эстетики и дивинацию. Такая методологическая «открытость» обеспечивает возможность внутренней динамики, а устремленность к пониманию превращает каждое исследование в герменевтическое прочтение текста, не исчерпывающее, но открывающее новые смысловые пласты русской классики.
Переведенное названиеV. Markovich’s special seminar “Classics and Avant-garde”. Methodological grounds
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)544-551
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Том15
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2018

ID: 39174957