Standard

Судьба мощей Соловецких святых в советское время. / Кашеваров, Анатолий Николаевич.

в: КЛИО, № 2(146), 2019, стр. 40-44.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e4c2ff35bc2d469b97b493b3c38b7316,
title = "Судьба мощей Соловецких святых в советское время",
abstract = "В годы Гражданской войны советской властью была проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, которые хранились в православных храмах и монастырях. Однако эта первая антицерковная кампания не коснулась мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Такое положение объяснялось, прежде всего, тем, что на Соловецких островах советская власть установилась только в феврале 1920 г. и перед ней стояла задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд нового, социалистического государства. Между тем, в условиях новой экономической политики продолжали производиться немногочисленные отдельные вскрытия мощей. Однако они уже не сопровождались такой шумной пропагандистской кампанией, как раньше. Наглядным примером этого является вскрытие мощей соловецких святых, произведенное в 21-22 сентября в целях антирелигиозной пропаганды. Изъятые мощи Зосимы, Савватия и Германа хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи соловецких святых попали в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. С конца 1980-х годов в связи с изменениями государственно-церковных отношений Музей истории религии начал передавать святыни и предметы богослужебного назначения храмам и монастырям. 16 июня 1990 г. состоялась передача останков Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви, их мощи были торжественно перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры, ставшим временным местом их пребывания. Летом 1990 года возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. В августе 1992 года мощи святых Зосимы, Савватия и Германа вернулись под кров родной обители.",
keywords = "ВСКРЫТИЕ И КОНФИСКАЦИЯ МОЩЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, СОЛОВЕЦКИЕ СВЯТЫЕ ЗОСИМА, Савватий, Герман, СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА, СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ",
author = "Кашеваров, {Анатолий Николаевич}",
year = "2019",
language = "русский",
pages = "40--44",
journal = "КЛИО",
issn = "2070-9773",
publisher = "Полторак",
number = "2(146)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Судьба мощей Соловецких святых в советское время

AU - Кашеваров, Анатолий Николаевич

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В годы Гражданской войны советской властью была проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, которые хранились в православных храмах и монастырях. Однако эта первая антицерковная кампания не коснулась мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Такое положение объяснялось, прежде всего, тем, что на Соловецких островах советская власть установилась только в феврале 1920 г. и перед ней стояла задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд нового, социалистического государства. Между тем, в условиях новой экономической политики продолжали производиться немногочисленные отдельные вскрытия мощей. Однако они уже не сопровождались такой шумной пропагандистской кампанией, как раньше. Наглядным примером этого является вскрытие мощей соловецких святых, произведенное в 21-22 сентября в целях антирелигиозной пропаганды. Изъятые мощи Зосимы, Савватия и Германа хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи соловецких святых попали в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. С конца 1980-х годов в связи с изменениями государственно-церковных отношений Музей истории религии начал передавать святыни и предметы богослужебного назначения храмам и монастырям. 16 июня 1990 г. состоялась передача останков Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви, их мощи были торжественно перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры, ставшим временным местом их пребывания. Летом 1990 года возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. В августе 1992 года мощи святых Зосимы, Савватия и Германа вернулись под кров родной обители.

AB - В годы Гражданской войны советской властью была проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, которые хранились в православных храмах и монастырях. Однако эта первая антицерковная кампания не коснулась мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Такое положение объяснялось, прежде всего, тем, что на Соловецких островах советская власть установилась только в феврале 1920 г. и перед ней стояла задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд нового, социалистического государства. Между тем, в условиях новой экономической политики продолжали производиться немногочисленные отдельные вскрытия мощей. Однако они уже не сопровождались такой шумной пропагандистской кампанией, как раньше. Наглядным примером этого является вскрытие мощей соловецких святых, произведенное в 21-22 сентября в целях антирелигиозной пропаганды. Изъятые мощи Зосимы, Савватия и Германа хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи соловецких святых попали в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. С конца 1980-х годов в связи с изменениями государственно-церковных отношений Музей истории религии начал передавать святыни и предметы богослужебного назначения храмам и монастырям. 16 июня 1990 г. состоялась передача останков Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви, их мощи были торжественно перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры, ставшим временным местом их пребывания. Летом 1990 года возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. В августе 1992 года мощи святых Зосимы, Савватия и Германа вернулись под кров родной обители.

KW - ВСКРЫТИЕ И КОНФИСКАЦИЯ МОЩЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ

KW - СОЛОВЕЦКИЕ СВЯТЫЕ ЗОСИМА

KW - Савватий

KW - Герман

KW - СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

KW - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА

KW - СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37188067

M3 - статья

SP - 40

EP - 44

JO - КЛИО

JF - КЛИО

SN - 2070-9773

IS - 2(146)

ER -

ID: 42263261