Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Судьба мощей Соловецких святых в советское время. / Кашеваров, Анатолий Николаевич.
в: КЛИО, № 2(146), 2019, стр. 40-44.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Судьба мощей Соловецких святых в советское время
AU - Кашеваров, Анатолий Николаевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В годы Гражданской войны советской властью была проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, которые хранились в православных храмах и монастырях. Однако эта первая антицерковная кампания не коснулась мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Такое положение объяснялось, прежде всего, тем, что на Соловецких островах советская власть установилась только в феврале 1920 г. и перед ней стояла задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд нового, социалистического государства. Между тем, в условиях новой экономической политики продолжали производиться немногочисленные отдельные вскрытия мощей. Однако они уже не сопровождались такой шумной пропагандистской кампанией, как раньше. Наглядным примером этого является вскрытие мощей соловецких святых, произведенное в 21-22 сентября в целях антирелигиозной пропаганды. Изъятые мощи Зосимы, Савватия и Германа хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи соловецких святых попали в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. С конца 1980-х годов в связи с изменениями государственно-церковных отношений Музей истории религии начал передавать святыни и предметы богослужебного назначения храмам и монастырям. 16 июня 1990 г. состоялась передача останков Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви, их мощи были торжественно перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры, ставшим временным местом их пребывания. Летом 1990 года возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. В августе 1992 года мощи святых Зосимы, Савватия и Германа вернулись под кров родной обители.
AB - В годы Гражданской войны советской властью была проведена кампания по вскрытию и конфискации святых мощей, которые хранились в православных храмах и монастырях. Однако эта первая антицерковная кампания не коснулась мощей соловецких святых Зосимы, Савватия и Германа. Такое положение объяснялось, прежде всего, тем, что на Соловецких островах советская власть установилась только в феврале 1920 г. и перед ней стояла задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд нового, социалистического государства. Между тем, в условиях новой экономической политики продолжали производиться немногочисленные отдельные вскрытия мощей. Однако они уже не сопровождались такой шумной пропагандистской кампанией, как раньше. Наглядным примером этого является вскрытие мощей соловецких святых, произведенное в 21-22 сентября в целях антирелигиозной пропаганды. Изъятые мощи Зосимы, Савватия и Германа хранились в историко-археологическом отделении музея Соловецкого общества краеведения, существовавшего при Соловецком лагере. 19 января 1940 г., после упразднения лагеря, мощи были переданы в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После закрытия музея в 1946 г. мощи соловецких святых попали в Государственный музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе Ленинграда. С конца 1980-х годов в связи с изменениями государственно-церковных отношений Музей истории религии начал передавать святыни и предметы богослужебного назначения храмам и монастырям. 16 июня 1990 г. состоялась передача останков Зосимы, Савватия и Германа Русской Православной Церкви, их мощи были торжественно перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры, ставшим временным местом их пребывания. Летом 1990 года возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. В августе 1992 года мощи святых Зосимы, Савватия и Германа вернулись под кров родной обители.
KW - ВСКРЫТИЕ И КОНФИСКАЦИЯ МОЩЕЙ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ
KW - СОЛОВЕЦКИЕ СВЯТЫЕ ЗОСИМА
KW - Савватий
KW - Герман
KW - СОЛОВЕЦКИЙ ЛАГЕРЬ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
KW - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
KW - СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37188067
M3 - статья
SP - 40
EP - 44
JO - КЛИО
JF - КЛИО
SN - 2070-9773
IS - 2(146)
ER -
ID: 42263261