Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Социальная теория автоматов: к проблеме технологического Бессознательного. / Очеретяный, Константин Алексеевич.
в: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, Том 12, № 4, 20.12.2021, стр. 186-202.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Социальная теория автоматов: к проблеме технологического Бессознательного
AU - Очеретяный, Константин Алексеевич
N1 - Социальная теория автоматов: к проблеме технологического Бессознательного //Социология науки и техники. Т. 12, № 4. С. 186-202.
PY - 2021/12/20
Y1 - 2021/12/20
N2 - в статье рассматривается социогуманитарная и эпистемическаяпроблематика принципа автоматизма, ставшего регулятивным для современной цифровой культуры. Дается генеалогия понятийных, метафизических, теологических, экзистенциальных слоев, лежащих в основании принципа автоматизма и долгое время находившихся в динамике взаимоналожения, смещения и сгущения, акцентирующих одни его стороны и скрывающих другие. Основная цель — показать, что автоматизм действия в цифровых оболочках имеет свое глубинное технологическое бессознательное — не исследованные метафизические и теологические слои, продолжающие влиять на операционные модусы контроля и управления в технической интеракции. Для достижения основной цели исследования последовательно выдвигаются и обосновываются предположения о том, что автоматизм — не техническая, а социальная практика, что цифровая интеракция — не функциональный принцип формации нового типа, а фармацея — т.е. скорее успокоительное, седативное средство, чем средство эффективного действия, что взаимодействие с цифровой реальностью, заменяет взаимодействие в цифровой реальности, а от автоматически регулируемой технической интеракции в цифровой среде ищут не объективного действия, изменения ситуации, а субъективного переживания. В ходе аналитики выясняется, что принцип автоматизма, лежащий в основе техник цифровой интеракции, должен перестать быть проводником воли к власти, поскольку усиливающиеся требования эффективности и тотального контроля начинают граничить с фантазмом и галлюцинаторным удовлетворением, и, напротив, цифровая интеракция должна давать надежду на сбой автоматизма, на замедление действия и даже на диспраксию, заменяющую эффективность свободной игрой фантазии, спонтанностью неинсценируемостью. Делается вывод о том, что парадигма контроля в цифровой интеракции благодаря вскрытию бессознательных слоев в понятии и практике автоматизма должна уступить место парадигме заботе.
AB - в статье рассматривается социогуманитарная и эпистемическаяпроблематика принципа автоматизма, ставшего регулятивным для современной цифровой культуры. Дается генеалогия понятийных, метафизических, теологических, экзистенциальных слоев, лежащих в основании принципа автоматизма и долгое время находившихся в динамике взаимоналожения, смещения и сгущения, акцентирующих одни его стороны и скрывающих другие. Основная цель — показать, что автоматизм действия в цифровых оболочках имеет свое глубинное технологическое бессознательное — не исследованные метафизические и теологические слои, продолжающие влиять на операционные модусы контроля и управления в технической интеракции. Для достижения основной цели исследования последовательно выдвигаются и обосновываются предположения о том, что автоматизм — не техническая, а социальная практика, что цифровая интеракция — не функциональный принцип формации нового типа, а фармацея — т.е. скорее успокоительное, седативное средство, чем средство эффективного действия, что взаимодействие с цифровой реальностью, заменяет взаимодействие в цифровой реальности, а от автоматически регулируемой технической интеракции в цифровой среде ищут не объективного действия, изменения ситуации, а субъективного переживания. В ходе аналитики выясняется, что принцип автоматизма, лежащий в основе техник цифровой интеракции, должен перестать быть проводником воли к власти, поскольку усиливающиеся требования эффективности и тотального контроля начинают граничить с фантазмом и галлюцинаторным удовлетворением, и, напротив, цифровая интеракция должна давать надежду на сбой автоматизма, на замедление действия и даже на диспраксию, заменяющую эффективность свободной игрой фантазии, спонтанностью неинсценируемостью. Делается вывод о том, что парадигма контроля в цифровой интеракции благодаря вскрытию бессознательных слоев в понятии и практике автоматизма должна уступить место парадигме заботе.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47460856
M3 - статья
VL - 12
SP - 186
EP - 202
JO - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
JF - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
SN - 2079-0910
IS - 4
ER -
ID: 91412097