Основанием для проблемного поля исследования послужила постоянная практика регулирования аудиовизуальных медиа со стороны национальных государств в глобальном пространстве, а также трансформация функций регуляторов и аудиовизуальных медиасистем на протяжении последних семи лет изза активной интернализации и / или национализации пространства коммуникаций. Объектом исследования стали методы регулирования аудиовизуальных медиа разных социальноэкономических государственных систем, которые в свою очередь формируют принципы государственного участия в процессе регулирования. Предметом исследования стали базовые и современные принципы регулирования аудиовизуальных медиасистем. Исследование основывалось на методах data science, сопоставления, сравнительного и конструктивного анализа, контентанализа. Его актуальность и уникальность объясняются слабой освещенностью темы в научной литературе. Кроме того, в рамках данной работы подтверждается гипотеза о пересечении разных векторов развития социальнополитических функций государства как регулятора и рынка как саморегулируемой системы. Структура работы отражает традиции разных систем и исследование этапов развития, а также специфику формирования современной архитектуры аудиовизуальных медиа в разных политических системах мира, основываясь на экономическом и правовом опыте регулирования медиа.