Эмоциональные особенности старших дошкольников в связи с параметрами детско-родительского взаимодействия

Виктория Евгеньевна Василенко, Надежда Александровна Сергуничева

Результат исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийстатья в сборнике материалов конференциинаучнаярецензирование

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало выявление характеристик эмоциональной сферы дошкольников в связи со стилевыми характеристиками воспитания и параметрами эмоционального взаимодействия матерей с детьми. В исследовании участвовали 100 человек: 50 детей (26 мальчиков и 24 девочки) в возрасте от 5 до 6 лет (средний возраст 5 лет 6 месяцев) и 50 матерей. Исследование проводилось на базах ГБДОУ №120 и ГАДОУ №53 г. Санкт-Петербурга. Методы: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, тест на выявление детских страхов А.И.Захарова, М.Панфиловой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса и опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой. Корреляционный анализ по Спирмену выявил, что восприятие экспрессии дошкольниками взаимосвязано со стилевыми характеристиками воспитания. Оно лучше сформировано при более высоких показателях гиперпротекции, потворствования, недостаточности требований-обязанностей, неустойчивости стиля воспитания, расширения сферы родительских чувств и проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Три последние корреляции могут быть объяснены компенсаторными механизмами развития, как и отрицательная взаимосвязь показателя понимания эмоций у детей и способности матери воздействовать на эмоциональное состояние ребенка. Тесные взаимосвязи с параметрами семейного взаимодействия обнаружены у показателей тревожности и страхов дошкольников. Тревожность выше при более высоких показателях санкций и ниже при более высоких показателях фобии утраты ребенка и способности матери к сопереживанию. Общее количество страхов больше при меньшей выраженности расширения родительских чувств, отдельные страхи взаимосвязаны, прежде всего, со стилевыми характеристиками воспитания. Таким образом, и для эмоциональной идентификации, и для тревожности и страхов детей характерны как прямые, так и обратные взаимосвязи с показателями благополучия во взаимодействии с матерями. Это подтверждает гипотезу о наличии компенсаторных механизмов в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Подтверждено, что зрелость стилевых характеристик воспитания и эмоциональное благополучие во взаимодействии матерей с детьми являются важными ресурсами для снижения тревожности и страхов у детей.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииПсихология XXI века: психология как наука, искусство и призвание
Подзаголовок основной публикацииСборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х тт. 
Место публикацииСПб.
ИздательИздательство «ВВМ»
Страницы326-332
Том1
ISBN (печатное издание)978-5-9651-1189-3
СостояниеОпубликовано - 2 ноя 2018
СобытиеМеждународная научная конференция молодых учёных "Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание" - Санкт-Петербург, Макарова наб., д. 6, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 23 апр 201825 апр 2018
http://www.psy.spbu.ru/scientific/sci-info/conference/21st

конференция

конференцияМеждународная научная конференция молодых учёных "Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание"
Сокращенный заголовокПсихология XXI века
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период23/04/1825/04/18
Адрес в сети Интернет

Предметные области Scopus

  • Психология (все)

Ключевые слова

  • старшие дошкольники, эмоциональные особенности, стили семейного воспитания, детско-родительское эмоциональное взаимодействие

Цитировать