Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения

С.С. Савенышева, Н.Н. Смирнова, А.В. Жаркова

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Цель исследования, представленного в статье, состоит в изучении особенностей стратегий эмоциональной саморегуляции
(ЭС) дошкольников в связи с особенностями эмоционального
детско-родительского взаимодействия и отклонениями в воспитании родителей. Предположительно развитие эмоциональной
саморегуляции дошкольника зависит от его пола; отрицательно
окрашенное и не поддерживающее взаимодействие родителей с
ребенком определяют менее зрелые способы ЭС дошкольников;
взаимосвязь стратегий ЭС и детско-родительских отношений
зависит от пола ребенка и родителя. В исследовании приняли
участие 143 дошкольника в возрасте 5–7 лет (М = 6,0), из которых
75 мальчиков и 67 девочек, 218 родителей (140 матерей и 80 отцов) и 8 воспитателей. Для изучения особенностей саморегуляции были использованы методика «Диагностика эмоциональной
саморегуляции дошкольника» (Н. Н. Смирнова, С. С. Савенышева)
и анкеты диагностики стратегий эмоциональной саморегуляции
дошкольников для родителей и для воспитателей; для изучения
детско-родительских отношений использовались «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (А. И. Захарова), методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Показано, что в старшем дошкольном
возрасте конструктивные стратегии уже преобладают над неконструктивными. Девочки в старшем дошкольном возрасте характеризуются более конструктивными и более зрелыми стратегиями эмоциональной саморегуляции по сравнению с мальчиками.
Выявлено, что большая частота использования дошкольниками
конструктивных стратегий эмоциональной саморегуляции определяется принятием и близостью с ребенком со стороны матери,
ее родительской зрелостью и позитивным фоном эмоционального взаимодействия с отцом. Использование дошкольниками поведенческих стратегий эмоциональной саморегуляции связано с
позитивным эмоциональным фоном взаимодействия обоих родителей, эмоциональной поддержкой со стороны матери, а также с низкой выраженностью проекции на ребенка нежелательных
качеств матерью.
Переведенное названиеEmotional Self-Regulation of Preschoolers and Parent-Child Relationships
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)48-57
ЖурналИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Том9
Номер выпуска1(33)
СостояниеОпубликовано - 31 мар 2020

Ключевые слова

  • эмоциональная саморегуляция
  • дошкольники
  • детско-родительское эмоциональное взаимодействие
  • отклонения в воспитании
  • конструктивные стратегии эмоциональной саморегуляции

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

  • Цитировать