Эмоции и разум в этических учениях от поздней Античности до позднего Средневековья

М.В. Варламова, Н. В. Голик, О. Э. Душин, Р. В. Светлов, А. В. Цыб, П.Ю. Нешитов, Ю.Е. Смагин

Результат исследований: Книги, отчёты, сборникикнига, в т.ч. монография, учебник

Аннотация

Представлены результаты исследования трактатов античных и средневековых мыслителей Эпикура, Оригена, Фомы Аквинского и проанализированы версии их понимания соотношения эмоций и разума в процедуре морального акта. В данной перспективе выявлены базовые принципы вне-эмоционального переживания жизни у Эпикура; раскрыта исходная установка отрицания эмоций как греховных страстей в этической теории Оригена; определены границы эмоциональной сферы и приоритетный статус разума в моральной рефлексии Фомы Аквинского. Во-вторых, на примере учений Петра Абеляра, Фомы Аквинского, Бонавентуры и Дунса Скота было представлено, что в горизонте схоластического дискурса тематика дифференциации разума и чувств приобрела весомое значение в нравственно-этических дискуссиях, развернувшихся вокруг понимания и интерпретации морального акта совести. При этом отмечено, что стержневое содержание проблемы осмысления первенства воли и разума, аффектов и рассудка в структуре совести складывается в перспективе двух направлений: с одной сторон
Язык оригиналарусский
ИздательАИК
ISBN (печатное издание)978-5-94396-092-5
СостояниеОпубликовано - 2010

Ключевые слова

  • эмоции разум мораль совесть этос этика

Цитировать

Варламова, М. В., Голик, Н. В., Душин, О. Э., Светлов, Р. В., Цыб, А. В., Нешитов, П. Ю., & Смагин, Ю. Е. (2010). Эмоции и разум в этических учениях от поздней Античности до позднего Средневековья. АИК.