Электротехническое образование в России на рубеже XIX–XX вв. воображение о технологическом будущем и формирование инженера как нового культурного героя

Natalia V. Nikiforova, Ilya V. Sidorchuk

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхОбзорная статьярецензирование

Аннотация

Статья посвящена темпоральным представлениям сообщества российских электротехников XIX в. – их идеям о будущем электротехники и ее возможностях для преобразования общества и государства, а также принципам восприятия времени и работы с ним в рамках инженерно-технического образования. Исследование опирается на подходы культурной истории технологий, ориентированной на поиск взаимовлияний культурных, ценностных, политических установок и технологической среды. Применен концепт «социотехнических воображаемых» (Ш. Ясанофф), обозначающий коллективные представления о желаемом будущем, которые можно воплотить в технических системах или с их помощью. Дискуссии в инженерных сообществах, затрагивая конкретные технические решения, охватывали широкие вопросы социального значения технологий и имели выраженную темпоральную перспективу. Инженеры концептуализировали электричество как компонент желательного будущего, выстраивали линейную перспективу истории человечества как истории потребления энергии. Социотехническое воображение инженерного сообщества о будущем трактовало электрификацию как необходимый и неизбежный процесс, способствующий демократизации, повышению культуры и развитию разных регионов и слоев общества большой империи. Электротехническое образование, которое стали перестраивать в конце XIX в., транслировало студентам представления о перспективах электрификации. Новым пространством технического образования стала учебная лаборатория, в которой отрабатывались навыки, актуальные для новой инженерной профессии. В лаборатории студенты учились работать со временем, что можно считать предысторией современного проектного управления. Инженер-электротехник становился новым культурным героем, способным сделать работающее устройство, но также ставящим перед собой задачу увязать технику с развитием общества.
Переведенное названиеElectrotechnical education in Russia at the turn of the XXth century: Imagination about technological future and creation of engineers as new cultural heroes
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)2729-2741
Число страниц13
ЖурналBylye Gody
Том58
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2020

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • культурная история технологий
  • социотехническое воображаемое
  • электротехническое образование
  • темпоральность
  • электрификация

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «Электротехническое образование в России на рубеже XIX–XX вв. воображение о технологическом будущем и формирование инженера как нового культурного героя». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать