Церковная проповедь в ХVIII - первой половине ХIХ века: особенности эволюции.

Анатолий Николаевич Кашеваров

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

В статье на основе анализа проповедей самых известных церковных публицистов сделана попытка проследить эволюцию проповеди в ХVIII - первой половине ХIХ в. Наиболее ярким представителем схоластической традиции в русской церковной проповеди был митрополит Рязанский Стефан (Яворский) (1658-1722). Его проповеди изобиловали изощренными сравнениями и натянутой символикой. В этот же период в проповеди наблюдался отход от схоластической традиции, который начался с архиепископа Феофана (Прокоповича) (1681-1736), выступавшего также главным идеологом Петровских церковных реформ. По сравнению с проповедями предшественников его проповедь выглядела простой и ненадуманной, композиция ее строилась уже не по определенным неподвижным рубрикам, а соответственно мысли проповедника. В результате проповеднической деятельности митрополита Платона (Левшина) (1737-1812) особую важность приобрела задача приспособления проповеди к духовным нуждам паствы и способностям ее восприятия. Поэтому форма непринужденной беседы считалась наиболе
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)7-17
ЖурналНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Том10
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2019
Опубликовано для внешнего пользованияДа

Ключевые слова

  • Archbishop Theophan (Prokopovich)
  • Byzantine patristic tradition
  • Christian themes
  • church sermon
  • informal conversation
  • metropolitan Philaret (Drozdov)
  • metropolitan Platon (Levshin)
  • scholastic tradition
  • архиепископ Феофан (Прокопович)
  • византийская святоотеческая традиция
  • митрополит Платон (Левшин)
  • митрополит Филарет (Дроздов)
  • схоластическая традиция
  • форма непринужденной беседы
  • христианская тематика
  • церковная проповедь

Цитировать