РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩ КАК НАДСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Карл Маркс определил социальную функцию религии как опиум на-
рода. Государство, удовлетворяя спрос, ставит на поток производство опиума для
народа, не только поддерживая традиционные конфессии, но и формируя граж-
данскую религию. Социальной оболочкой любой религии являются зрелищные
ритуалы, репрезентирующие в форме видимости скрытую от глаз мощь сакраль-
ного. К. Маркс разработал две принципиально разные модели общественного раз-
вития: азиатский (государственный) способ производства и либеральный капита-
лизм. Основной закон первого — возрастание мощи государства, второго — полу-
чение прибыли. С конца XIX в. эти противоположности, которые во времена
К. Маркса казались непримиримыми, демонстрируют тренд к синтезу в форме
государственного капитализма. В нем сугубо рыночная рациональность конкури-
рует с рациональностью государственного способа производства, стремящегося
утвердить первенство политических принципов над экономическими. Одной из
форм проявления логики государственного капитализма является организация
зрелищ как институтов гражданской религии при опоре на логику капитализма:
создание спроса в форме государственного заказа, рационализация сугубо поли-
тических решений в рыночных терминах. В то же время зрелища представляют
собой товар, нередко претендующий на первенство по отношению к «хлебу».
Целью
статьи является концептуализация категории общества зрелищ как над-
стройки государственного капитализма с фокусом на специфику этого универ-
сального процесса в условиях России.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)164-182
Число страниц18
ЖурналЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ТомXXI
Номер выпуска5
СостояниеОпубликовано - 2018

Предметные области Scopus

  • Социальные науки (все)

Ключевые слова

  • видимость, гражданская религия, общество зрелищ, государ- ственный капитализм, большой спорт, мегасобытия, парады, политика как зрели- ще, потребление

Цитировать