Репрезентация темы терроризма в творчестве российских журналистов-видеоблогеров: авторские стратегии и эффекты (на примере фильмов о теракте в Беслане)

З.Ф. Хубецова, Е.Д. Рубашенко

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

Статья посвящена деятельности известных российских журналистов и видеоблогеров Ю. Дудя и К. Собчак по завоеванию активной и критически настроенной молодёжной аудитории, предпочитающей авторский контент из различных интернет-источников информации, поступающей из зарегистрированных СМИ. В условиях ценностного конфликта в российском обществе и падения интереса медиапотребителей к традиционным СМИ изучение творческой лаборатории видеоблогеров, имеющих журналистское образование и/или опыт работы в профессиональной журналистике, а также социальных эффектов от их альтернативных выступлений становится актуальной задачей. Эмпирической базой исследования стали документальные фильмы «Беслан. Помни» и «Беслан. День незнания», снятые исследуемыми видеоблогерами к пятнадцатилетию захвата заложников в Бесланской средней школе № 1 для YouTube-каналов «вДудь» и «Осторожно, Собчак!». Рассматриваемые фильмы - это пример первого резонансного обращения российских журналистов-видеоблогеров к одной из самых сложных с этической и правовой точек зрения теме - теме терроризма. Журналистская этика гласит, что освещение темы терроризма - это удел специалистов, обладающих достаточным уровнем профессиональной квалификации. И если редакции строго придерживаются данного принципа, то видеоблогеры преодолели представление о табуированности и исключительности темы терроризма. Анализ содержательных и выразительных характеристик документальных лент, а также их социальных эффектов показал, что бесланские кейсы стали для видеоблогеров частью авторской стратегии по упрочению своего положения в публичном пространстве. Основа этой стратегии - ценностная радикализация массового сознания, подрыв доверия к власти и силовым ведомствам, ответственным за противодействие терроризму. Результаты исследования позволяют авторам статьи утверждать, что Ю. Дудь укрепил в глазах аудитории репутацию борца с существующим политическим режимом за счёт новой трактовки причин трагедии в Беслане, а К. Собчак не смогла решить задачу позиционирования себя как журналиста, обладающего достаточным уровнем профессиональной квалификации для работы с темой терроризма.
Переведенное названиеCoverage of Terrorism by Russian Journalists and Video Bloggers: Original Strategies and Effects (Вased on the Documentaries about Beslan)
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)116-124
ЖурналГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР
Том15
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - фев 2020

Ключевые слова

  • массмедиа
  • теракт
  • журналистская этика
  • видеоблогеры России
  • молодёжная аудитория

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «Репрезентация темы терроризма в творчестве российских журналистов-видеоблогеров: авторские стратегии и эффекты (на примере фильмов о теракте в Беслане)». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать