«Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьянаучнаярецензирование

Выдержка

В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлены алгоритм его проведения.
В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)611-623
Число страниц12
Журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
Том34
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - дек 2018

Ключевые слова

  • Китай, даосизм, школа Сердца Небес, Правильный ритуал Сердца Небес, Тянь синь чжэн фа.

Предметные области Scopus

  • Религиозные учения

Цитировать

@article{c854c841a42c4b88adf47efcb4456937,
title = "«Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв",
abstract = "В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлены алгоритм его проведения.В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.",
keywords = "Китай, даосизм, школа Сердца Небес, Правильный ритуал Сердца Небес, Тянь синь чжэн фа.",
author = "Зельницкий, {Александр Дмитриевич} and Ирина Белая",
year = "2018",
month = "12",
language = "русский",
volume = "34",
pages = "611--623",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология",
issn = "2542-2278",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

«Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв. / Зельницкий, Александр Дмитриевич; Белая, Ирина.

В: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , Том 34, № 4, 12.2018, стр. 611-623.

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьянаучнаярецензирование

TY - JOUR

T1 - «Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме X–XIII вв

AU - Зельницкий, Александр Дмитриевич

AU - Белая, Ирина

PY - 2018/12

Y1 - 2018/12

N2 - В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлены алгоритм его проведения.В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.

AB - В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960–1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлены алгоритм его проведения.В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.

KW - Китай, даосизм, школа Сердца Небес, Правильный ритуал Сердца Небес, Тянь синь чжэн фа.

M3 - статья

VL - 34

SP - 611

EP - 623

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

SN - 2542-2278

IS - 4

ER -