Политический анекдот как фактор, влияющий на имидж государства в контексте информационного противостояния

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

13 Загрузки (Pure)

Аннотация

Целью данного исследования является анализ влияния политического
анекдота на имидж государства внутри самой страны, а также на мировой арене. Объектом
выступает политический анекдот и политический юмор в целом, тогда как предмет – это сам
процесс воздействия политического анекдота на имидж государства.
Материалы и методы. Информационной базой исследования выступили отдельные
выпуски российских и американских ток-шоу, которые являются средствами ведения
информационной войны.
Результаты. Сформированы основные особенности применения политических анекдотов
в контексте информационных войн, влияющих на имидж не только своего государства, но и
на имидж противника.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы
политтехнологами в формировании методов продвижения своего кандидата с применением
политических анекдотов, также для журналистов, комиков и блогеров и в научных кругах,занимающихся информационным противостоянием в целом.
Ключевые слова. Политический юмор; политический анекдот; имидж государства; информационная война.
POLITICAL ANECDOTE AS A FACTOR AFFECTING
THE IMAGE OF THE STATE IN THE CONTEXT OF
INFORMATION CONFRONTATION
Leshcheva Irina
Student of St. Petersburg State University, Faculty of International Relations
Russian Federation, St. Petersburg
E-mail: irochkalesheva@yandex.ru
Abstract. The purpose of this study is to analyze the influence of a political anecdote on the
image of the state within the country itself, as well as on the world stage. The object is a political
anecdote and political humor in general, while the subject is the very process of the influence of a
political anecdote on the image of the state.
Materials and methods. The information base of the study was made up of individual issues of
Russian and American talk shows, which are means of waging information war.
Results. The main features of the use of political anecdotes in the context of information wars,
which affect the image of not only one's own state, but also the image of the enemy, have been formed.
Practical significance. The results of the work can be used by political strategists in the
formation of methods for promoting their candidate using political anecdotes, also for journalists,
comedians and bloggers and in scientific circles dealing with information confrontation in general.
Keywords. Political humor; political anecdote; the image of the state; information warfare.
Введение
С развитием информационных технологий политическая культура получила
новый виток трансформации. С ростом влияния масс на политику, политическая
элита стала привлекать массы, а массы – политическую элиту, при этом
используя все методы, в том числе и нестандартные, такие как политический
юмор, в том числе – политические анекдоты.
Актуальность политических анекдотов также обусловлена ростом
популярности социальных сетей. Казалось бы, что «безобидные» угрозы,
замаскированные под шутки, остаются лишь безвредным применением агрессии,
однако они достигают конкретную цель – расположить общество и сторонников
к определенной точке зрения и показать «слабость» государства, с которым
ведется информационное противостояние, особенно это средство можно
заметить именно в российско-американской информационной войне.
Юмор – это одно из наилучших средств манипуляции обществом, так как
самый безобидный политический анекдот может послужить прекрасным
оружием в информационном противостоянии.
Целью данного исследования является анализ влияния политического
анекдота на имидж государства внутри самой страны, а также на мировой арене.
Объектом выступает политический анекдот и политический юмор в целом, тогда
как предмет – это сам процесс воздействия политического анекдота на имидж
государства.
Материалы и методы
В исследовании данной темы был применен компаративный метод анализа.
Он заключался в просмотре и сравнении американских и российских ток- и
реалити-шоу. Так, для анализа российского политического юмора были выбраны
Высшие Лиги КВН, Премьер и региональные Лиги, Comedy Club. Среди
западных шоу можно выделить несколько представителей стендапа,
использовавших шутки о русском народе, его стереотипах и понимании наших
людей с точки зрения американского человека.
Социокультурный и историко-культурный методы заключались в оценке
культурных особенностей развития общества, а также исторический контекст,
влияющий на становление такого понятия как «политический анекдот».
Результаты
В итоге сравнения американских и российских ток- и реалити-шоу и
использования политического юмора можно предоставить результаты
наблюдения, выраженные в таблице 1.
Таблица 1
Использование политического юмора в ток- и реалити-шоу российскими и
американскими комиками
Про Россию Про США
Комик Маз Джобрани ассоциирует Россию с
суровостью. В своем шоу он рассказывает, как
привел сына на баскетбольную секцию. По
итогам занятия российский тренер наградил
стикерами лучших игроков, в число который
не вошел сын комика. Маз Джобрани
отмечает, что американский тренер раздал бы
стикеры всем игрокам, чтобы никто не
расстроился. Когда Маз Джобрани указал на
это тренеру и спросил, как объяснить сыну,
почему он остался без стикера, ведь ребенку
всего три года, тренер ответил, что он в три
года сидел в тюрьме в Сибири [1].
Важная ниша юмора про Америку
связана с фигурой Михаила Задорнова.
Несмотря на то, что сатирик уже
несколько лет как покинул этот мир, его
шутки остаются популярными. На
платформе YouTube шутки комика про
США по-прежнему смотрят тысячи
людей, общее количество просмотров
измеряется десятками миллионов. Во
многом сатирик строил свой юмор на
глупости американцев. Один из самых
популярных роликов на YouTube с
выступлениями комика начинается его
фразой: «Я вообще не хочу, чтобы когданибудь о наших людях в мире говорили:
“Они тупее американцев”» [5].
Про Россию Про США
Луи Си Кей рассказывает о России на примере
нищих детей-токсикоманов. Комик наблюдал
следующие события. У случайного прохожего
порвалась обувь. Он увидел ребенка и
попросил у него клей. Ребенок достал тюбик
из кармана и протянул прохожему. Тот заклеил
ботинок и отдал ребенку. Ребенок взял клей,
выдавил тюбик в пакет и занюхал его. Мысли
прохожего, по мнению комика, были
следующие: «У меня порвалась обувь. Вон
ребенок. У него наверняка есть клей, потому
что дела в нашей стране настолько плохи» [2].
Юмор команд КВН над попытками
Америки влиять на геополитическую
ситуацию в мире приводил к тому, что
Америку часто "ставили на место".
Таким образом комики показывали, что
значимость США на мировой арене
сильно преувеличена [6].
Берт Крайшер считает, что в России на каждом
шагу мафия. Когда Крайшеру было 22 года он
приехал в Россию для изучения русского
языка, он связался с русской мафией. В итоге
парень стал любимцем мафиози, получил
прозвище Машина и даже выучил пару фраз на
русском, о чем он рассказывал в своем
стендапе [3].
Comedy Club делает акцент на жестком и
остром юморе, построенном на
стереотипах россиян о США. Большой
резонанс вызвало шоу, в котором была
разыграна встреча президента США
Дональда Трампа и президента России
Владимира Путина. Первый выставлен
недалеким и некомпетентным по
сравнению с российским лидером [7].
Американский комик Крис Д'Элия делится
историей о сумасшедших злых русских,
которые каждый день приезжали на
мотоциклах в кофейню и неизменно злились.
Злились просто так, без причины. Они
заходили в кофейню и всем своим видом
показывали: «Как тут отвратительно! Какое
здесь отвратительное меню! Бариста, подойди
сюда и иди к черту!» [4].
Популярный комик Павел Воля в своих
выступлениях регулярно задевает и
россиян, и американцев, подсвечивая
острые политические проблемы обеих
стран. На своем выступлении в НьюЙорке Павел Воля проводил параллель
между Дональдом Трампом и
Владимиром Жириновским, указывал на
проблему однополых браков в США,
высмеивал коррупцию в России [8].
По итогам применения социокультурного метода, автор приходит к выводу,
что политические анекдоты во многом строятся вокруг существующих
стереотипов. В США героями стендап-шоу становятся суровые, злые и нищие
россияне. В России – недалекие американцы.
Политические анекдоты – это своего рода уровень межгосударственных
взаимоотношений (не только на уровне глав государств и политических элит, но
и между народами). Цель таких анекдотов – провести анализ и найти «тот самый
момент», чтобы высмеять своего оппонента. Политические анекдоты стали не
только средством в донесении в общественные умы требуемых установок, но и
мощным средством ведения информационной войны.
Не только политические шоу, но и контент развлекательного характера
носит «скрытый» политический юмор, заставляющий свою аудиторию
«подумать» и высмеять ситуацию и стереотипы государства-оппонента. Активно
данный прием используют и лидеры государств, вынося на публичное обозрение
минусы политики своего противника.
Подводя итог, отметим, что анекдоты на сегодняшний день все активнее
внедряются не только в общественную жизнь, но и политическую. Политический
юмор стал эффективным средством пропаганды и внушения установок,
требуемых лидерами государств. Это, в свою очередь, играет значимую роль и в
процессе формирования международной политики, и в определении повестки
дня. Наиболее удачным средством введения войны сегодня уже не является
оружие в привычном виде. Подрыв имиджа государства и завладение его
аудиторией осуществляется при ведении информационной войны, одним из
средств которой является юмор во всех его проявлениях.
Обсуждение
Цель работы, на субъективный взгляд автора, достигнута, однако рамки
исследования все еще крайне размыты. В дальнейшем планируется более
основательный анализ политических анекдотов и его влияние на построение
имиджа государства в контексте информационного противостояния, с указанием
хронологических и географических границ, влиянием социальных сетей на
мнение общественности и гораздо широкого рассмотрения политических ток- и
реалити-шоу.
Список литературы
1. Maz Jobrani "Russians Are Bad Ass!" | Maz Jobrani - I Come in Peace. // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=dAnSYwr9tFw (дата обращения 15.06.2021).
2. Как это было. Путешествие в Россию [1994 год] // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=7rmfWfXPC2o (дата обращения 15.06.2021).
3. В 1990-х комик из США ограбил поезд в России. Он выпустил об этом популярный
стендап, а теперь снимет фильм // КиноПоиск. URL:
https://www.kinopoisk.ru/media/news/4004456/ (дата обращения 15.06.2021).
4. Chris D'Elia Met A Russian Biker Gang | Netflix Is A Joke // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=-fO4InzpY8I (дата обращения 15.06.2021).
5. Ну тупые! Американская коллекция Михаила Задорнова YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=2mGgxrC927s (дата обращения 15.06.2021).
6. Команда КВН «РУДН». Америку на место! // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=8abycqmihKs (дата обращения 15.06.2021).
7. Трамп и Путин играют в крокодил в Comedy // Камеди Клаб. RuTube. URL:
https://rutube.ru/video/e7fd71f1e1a7996c862260f39d3e83b1/ (дата обращения 15.06.2021).
8. Павел Воля - Про Америку (Большой Stand Up в Нью-Йорке, 2016) // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=O-6mk_EVhe0 (дата обращения 15.06.2021).
Переведенное названиеPOLITICAL ANECDOTE AS A FACTOR AFFECTING THE IMAGE OF THE STATE IN THE CONTEXT OF INFORMATION CONFRONTATION
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)33-38
ЖурналВестник Белого генерала
Номер выпуска8
СостояниеОпубликовано - июн 2021

Ключевые слова

  • политический юмор
  • политический анекдот
  • ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА,
  • информационная война

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «Политический анекдот как фактор, влияющий на имидж государства в контексте информационного противостояния». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать