“Pseudoscientists” Training: Pedology Courses and Courses for Educational Institutions Doctors in Petrograd (1919-1923)

Переведенное название: Подготовка «лжеученых»: организация Педологических курсов и Курсов для врачей учебно-воспитательных учреждений в Петрограде (1919-1923 гг.)

Результат исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийстатья в сборнике материалов конференциинаучнаярецензирование

Аннотация

Вопросы лженауки в контексте истории советской науки, особенности государственного влияния на развитие в ее рамках тех или иных идей являются достаточно популярными среди исследователей. Такие восторжествовавшие в Советском Союзе антинаучные теории, как лысенковщина или «новое учение о языке» Н.Я. Марра, являются прекрасным примером катастрофических последствий идеологизации науки и ее полной зависимости от политических установок. Параллельно с торжеством антинаучных идей в советских условиях могли провозглашаться лженаучными направления, таковыми не являвшиеся. К ним, в частности, относится педология, наука о комплексном изучении детства, привлекавшая внимание ряда отечественных специалистов начиная с начала XX в., когда основывались различные центры, в которых практиковались педологические исследования. Периодом торжества педологии стало первое постреволюционное десятилетие, когда власти с готовностью откликались на различные научные инициативы, которые они считали полезными. Одним из следствий этого стала поддержка педологии, призванной помочь воспитанию нового социалистического человека. Однако с 1930-х гг. начинается ее активная критика, а после Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. она была объявлена лженаукой и запрещена. Настоящее исследование посвящено истории попыток организации в Петрограде двух центров подготовки педологов в первые годы после революции – Курсов для врачей учебно-воспитательных учреждений при Петроградском педологическом институте и Высших педологических курсов Психоневрологической академии. Данные центры до сих пор не становились предметом исторического исследования. Одновременно изучение особенностей их программ, целей и задач способно дополнить существующие представления о том, как сторонники педологии видели ее роль в воспитании ребенка и каким навыкам они считали необходимым обучить специалистов, работающих с детьми.
Переведенное названиеПодготовка «лжеученых»: организация Педологических курсов и Курсов для врачей учебно-воспитательных учреждений в Петрограде (1919-1923 гг.)
Язык оригиналаанглийский
Название основной публикацииProceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018)
РедакторыOlga Dmitrievna Shipunova
Страницы470-473
Число страниц4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019
Событие International Conference Communicative Strategies of Information Society "Advances in Social Science, Education and Humanities Researchthe" - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 26 окт 201827 окт 2018
https://www.atlantis-press.com/proceedings/csis-18/articles

Серия публикаций

НазваниеAdvances in Social Science, Education and Humanities Research
ISSN (печатное издание)2352-5398

конференция

конференция International Conference Communicative Strategies of Information Society "Advances in Social Science, Education and Humanities Researchthe"
Сокращенный заголовокCSIS 2018
СтранаРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период26/10/1827/10/18
Адрес в сети Интернет

Ключевые слова

  • История науки
  • История лженауки
  • педология
  • В.М. Бехтерев

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «Подготовка «лжеученых»: организация Педологических курсов и Курсов для врачей учебно-воспитательных учреждений в Петрограде (1919-1923 гг.)». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать