"Петербургская историческая школа" XVIII - начала XX века: историографический контекст и методы исследования

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

2 Цитирования (Scopus)

Выдержка

Феномен так называемой петербургской исторической школы давно привлекал к себе внимание исследователей. Основные источники формирования схоларного дискурса относятся еще к первым десятилетиям ХХ в. (тексты П.Н. Милюкова, А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова). Именно на них основывалась последующая историографическая традиция советского и постсоветского времени. Между тем исследователи по-разному интерпретировали понятие «петербургской исторической школы», выделяя различные факторы ее формирования. В этом контексте рассмотрены работы С.Н. Валка, А.Н. Цамутали, В.М. Панеяха, Б.В. Ананьича, С.О. Шмидта, В.С. Брачева, ряда других исследователей. Отмечается, что в последнее десятилетие историки дистанцируются от догматических, категоричных описаний феномена «петербургской школы», все большее внимание уделяя проблемам антропологии науки, изучению коммуникаций в научном сообществе второй половины XIX – начала ХХ вв. Стало очевидно, что феномен петербургской исторической школы не укладывается в рамки традиционных и схематичных объяснений. В настоящей статье авторы представляют некоторые результаты исследовательского проекта, призванного сделать новый шаг в изучении проблемы петербургской исторической школы. Основываясь на обширной биографической базе данных, исследователи предприняли попытку рассмотреть коллективный портрет школы через призму просопографического анализа. Его результаты не только позволили наглядно показать распределение корпуса петербургских историков XIX – начала ХХ вв. между различными научными учреждениями и институциями, но и дали возможность авторам выдвинуть ряд аргументированных гипотез, преодолевающих привычные историографические штампы, связанные с описанием петербургской исторической школы дореволюционного периода.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)1046-1060
ЖурналБЫЛЫЕ ГОДЫ. РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Том49
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2018

Отпечаток

research method
school
historian
dogmatics
scientific community
Research Methods
anthropology
communications
twentieth century
research project
discourse
science
Historian

Предметные области Scopus

  • История
  • Политология и международные отношения

Ключевые слова

  • история высшей школы
  • История науки
  • Санкт-Петербургский университет
  • историческая наука
  • Петербургская историческая школа

Цитировать

@article{c273d23a430a4c1882859be34dfad372,
title = "{"}Петербургская историческая школа{"} XVIII - начала XX века: историографический контекст и методы исследования",
abstract = "Феномен так называемой петербургской исторической школы давно привлекал к себе внимание исследователей. Основные источники формирования схоларного дискурса относятся еще к первым десятилетиям ХХ в. (тексты П.Н. Милюкова, А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова). Именно на них основывалась последующая историографическая традиция советского и постсоветского времени. Между тем исследователи по-разному интерпретировали понятие «петербургской исторической школы», выделяя различные факторы ее формирования. В этом контексте рассмотрены работы С.Н. Валка, А.Н. Цамутали, В.М. Панеяха, Б.В. Ананьича, С.О. Шмидта, В.С. Брачева, ряда других исследователей. Отмечается, что в последнее десятилетие историки дистанцируются от догматических, категоричных описаний феномена «петербургской школы», все большее внимание уделяя проблемам антропологии науки, изучению коммуникаций в научном сообществе второй половины XIX – начала ХХ вв. Стало очевидно, что феномен петербургской исторической школы не укладывается в рамки традиционных и схематичных объяснений. В настоящей статье авторы представляют некоторые результаты исследовательского проекта, призванного сделать новый шаг в изучении проблемы петербургской исторической школы. Основываясь на обширной биографической базе данных, исследователи предприняли попытку рассмотреть коллективный портрет школы через призму просопографического анализа. Его результаты не только позволили наглядно показать распределение корпуса петербургских историков XIX – начала ХХ вв. между различными научными учреждениями и институциями, но и дали возможность авторам выдвинуть ряд аргументированных гипотез, преодолевающих привычные историографические штампы, связанные с описанием петербургской исторической школы дореволюционного периода.",
keywords = "the history of higher education, the history of science, the St. Petersburg University, historical science, the St. Petersburg Historical School, история высшей школы, История науки, Санкт-Петербургский университет, историческая наука, Петербургская историческая школа",
author = "Дворниченко, {Андрей Юрьевич} and Ростовцев, {Евгений Анатольевич} and Баринов, {Дмитрий Андреевич}",
year = "2018",
doi = "10.13187/bg.2018.3.1046",
language = "русский",
volume = "49",
pages = "1046--1060",
journal = "БЫЛЫЕ ГОДЫ. РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ",
issn = "2073-9745",
publisher = "Сочинский государственный университет",
number = "3",

}

TY - JOUR

T1 - "Петербургская историческая школа" XVIII - начала XX века: историографический контекст и методы исследования

AU - Дворниченко, Андрей Юрьевич

AU - Ростовцев, Евгений Анатольевич

AU - Баринов, Дмитрий Андреевич

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Феномен так называемой петербургской исторической школы давно привлекал к себе внимание исследователей. Основные источники формирования схоларного дискурса относятся еще к первым десятилетиям ХХ в. (тексты П.Н. Милюкова, А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова). Именно на них основывалась последующая историографическая традиция советского и постсоветского времени. Между тем исследователи по-разному интерпретировали понятие «петербургской исторической школы», выделяя различные факторы ее формирования. В этом контексте рассмотрены работы С.Н. Валка, А.Н. Цамутали, В.М. Панеяха, Б.В. Ананьича, С.О. Шмидта, В.С. Брачева, ряда других исследователей. Отмечается, что в последнее десятилетие историки дистанцируются от догматических, категоричных описаний феномена «петербургской школы», все большее внимание уделяя проблемам антропологии науки, изучению коммуникаций в научном сообществе второй половины XIX – начала ХХ вв. Стало очевидно, что феномен петербургской исторической школы не укладывается в рамки традиционных и схематичных объяснений. В настоящей статье авторы представляют некоторые результаты исследовательского проекта, призванного сделать новый шаг в изучении проблемы петербургской исторической школы. Основываясь на обширной биографической базе данных, исследователи предприняли попытку рассмотреть коллективный портрет школы через призму просопографического анализа. Его результаты не только позволили наглядно показать распределение корпуса петербургских историков XIX – начала ХХ вв. между различными научными учреждениями и институциями, но и дали возможность авторам выдвинуть ряд аргументированных гипотез, преодолевающих привычные историографические штампы, связанные с описанием петербургской исторической школы дореволюционного периода.

AB - Феномен так называемой петербургской исторической школы давно привлекал к себе внимание исследователей. Основные источники формирования схоларного дискурса относятся еще к первым десятилетиям ХХ в. (тексты П.Н. Милюкова, А.Е. Преснякова, С.Ф. Платонова). Именно на них основывалась последующая историографическая традиция советского и постсоветского времени. Между тем исследователи по-разному интерпретировали понятие «петербургской исторической школы», выделяя различные факторы ее формирования. В этом контексте рассмотрены работы С.Н. Валка, А.Н. Цамутали, В.М. Панеяха, Б.В. Ананьича, С.О. Шмидта, В.С. Брачева, ряда других исследователей. Отмечается, что в последнее десятилетие историки дистанцируются от догматических, категоричных описаний феномена «петербургской школы», все большее внимание уделяя проблемам антропологии науки, изучению коммуникаций в научном сообществе второй половины XIX – начала ХХ вв. Стало очевидно, что феномен петербургской исторической школы не укладывается в рамки традиционных и схематичных объяснений. В настоящей статье авторы представляют некоторые результаты исследовательского проекта, призванного сделать новый шаг в изучении проблемы петербургской исторической школы. Основываясь на обширной биографической базе данных, исследователи предприняли попытку рассмотреть коллективный портрет школы через призму просопографического анализа. Его результаты не только позволили наглядно показать распределение корпуса петербургских историков XIX – начала ХХ вв. между различными научными учреждениями и институциями, но и дали возможность авторам выдвинуть ряд аргументированных гипотез, преодолевающих привычные историографические штампы, связанные с описанием петербургской исторической школы дореволюционного периода.

KW - the history of higher education

KW - the history of science

KW - the St. Petersburg University

KW - historical science

KW - the St. Petersburg Historical School

KW - история высшей школы

KW - История науки

KW - Санкт-Петербургский университет

KW - историческая наука

KW - Петербургская историческая школа

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85054982215&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.13187/bg.2018.3.1046

DO - 10.13187/bg.2018.3.1046

M3 - статья

AN - SCOPUS:85054982215

VL - 49

SP - 1046

EP - 1060

JO - БЫЛЫЕ ГОДЫ. РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

JF - БЫЛЫЕ ГОДЫ. РОССИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

SN - 2073-9745

IS - 3

ER -