Оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью метода CBCL/1½-5

Наталья Леонидовна Плешкова, Оксана Владимировна Татаренко, Денис Владимирович Севрюгин

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

Представлено исследование эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, име- ющих расстройства аутистического спектра с использованием проверочного листа поведения CBCL/1.-5. Использование данного инструмента для оценки нарушений поведения и как способа скрининга у детей с расстройствами аутистического спек- тра является новой областью его применения. В исследованиях, проведенных ранее в странах Европы, США и в Южной Корее, было показано, что DSM-ориентированная шкала "Устойчивые проблемы развития" и шкала синдромов "Отстраненность" являются наиболее информативными относительно первичного скрининга аутистических расстройств у дошкольников. Исследования проблем поведения с помощью метода CBCL/1.-5 у детей с аутизмом на российской выборке отсутствуют. В связи с этим це- лью исследования стала оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с применением метода CBCL/1.-5, который включает 99 утверждений, описывающих различные отклонения в поведении и эмоциональном состоянии детей. Участниками исследования стали дети с расстройствами аутистического спектра (средний возраст 52,9 Å} 8,7 месяцев), которые были диагностированы врачом-психиатром при обследовании в Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больнице № 1. В группу сравнения вошли типично развивающиеся дети (средний возраст 35,8+/- 9,4 месяцев). Результаты продемонстрировали, что в группе детей с расстройствами аутистического спектра показатели по DSM-шкале "Устойчивые проблемы развития" и шкале синдромов "Отстраненность" находятся на клиническом уровне выраженности нарушения. При сравнении с типично развивающимися детьми у детей с аутизмом чаще встреча ются значительные нарушения поведения по DSM-шкалам "Аффективные расстройства", "Устойчивые проблемы развития., .Дефицит внимания и гиперактивность", "Оппозиционно-вызывающее поведение" и шкалам синдромов "Эмоциональная реактивность", "Соматические жалобы", "Отстраненность", "Нарушения внимания", "Агрессивное поведение". Не было обнаружено взаимосвязи между частотой превышения критических показателей проявления нарушений связи с полом детей, уровнем образования и семейным положением матерей, а также количеством детей в семьях в обеих группах.
Переведенное названиеAssessment of emotional and behavioural problems among children with autism spectrum disorder using the CBCL/1½-5
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)274-288
Число страниц14
ЖурналВестник СПбГУ.Психология
Том10
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 28 сен 2020

Ключевые слова

  • аутизм
  • CBCL/1½-5
  • нарушения поведения.
  • дошкольный возраст
  • скрининг

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «Оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью метода CBCL/1½-5». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать