От «Сарской дороги» до «проспекта Победы». Этапы формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге

Владимир Григорьевич Лисовский, Варвара Сергеевна Сперанская, Василий Сергеевич Потапов

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

Статья содержит сведения об истории формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге - одной из главных магистралей южных районов города. Отмечается роль регулярных градостроительных приемов и формальных решений в духе классицизма в процессе организации головной части современной магистрали, берущей начало от Сенной площади и с момента своего возникновения исполняющей функции важной для всей страны протяженной транспортной коммуникации, связывающей Петербург с Москвой и Киевом. Прослеживается процесс постепенного изменения архитектурных характеристик проспекта в XIX в., когда сложилась композиция отрезков магистрали от Фонтанки до площади у Московских триумфальных ворот. Подчеркивается большое историческое и символическое значение ворот, в силу которого было признано совершенно необходимым их восстановление после опрометчиво осуществленного сноса. Основное внимание уделено той части проспекта, которая создавалась в середине ХХ столетия в характере неоклассического направления того времени. Кратко рассматриваются результаты большого конкурса на разработку проектов планировки и застройки магистрали, проведенного в то время, когда проспект носил имя И. В. Сталина. Анализируется сложившаяся со временем пространственная структура магистрали, развитый характер которой позволяет сравнивать Московский проспект с Невским. Изучается роль ордера и его модификаций в композиции магистрали. Показано, что именно использование закономерностей, присущих ордерной системе, сделало возможным создание ансамбля, торжественный характер которого оказался созвучным теме Победы в войне 1941-1945 гг. Оценивается творческий вклад в создание ансамбля ряда советских архитекторов и скульпторов. Упоминаются примеры современной застройки некоторых соседних с проспектом кварталов, оценивается степень их совместимости с задачей сохранения ансамбля как памятника искусства своего времени.
Переведенное названиеFROM “SARSKAYA ROAD” TO “VICTORY AVENUE”. THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF MOSKOVSKY AVENUE IN SAINT PETERSBURG
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)637-682
ЖурналВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 15: ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Том10
Номер выпуска4
СостояниеОпубликовано - 2020

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
  • РХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
  • КЛАССИЧЕСКИЙ ОРДЕР
  • ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
  • Л. А. ИЛЬИН
  • Н. В. БАРАНОВ
  • Е. И. КАТОНИН
  • С. Б. СПЕРАНСКИЙ
  • М. К. АНИКУШИН

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования «От «Сарской дороги» до «проспекта Победы». Этапы формирования архитектурного ансамбля Московского проспекта в Санкт-Петербурге». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать