Особенности структурно-смысловой организации цикла "Крохотки" А.И.Солженицына

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Выдержка

Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками:
- трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;
- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя;
- множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);
- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).
Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.
Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)57-69
Число страниц13
ЖурналИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Том21
Номер выпуска1 (184)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

Отпечаток

Prayer
Reader
Well-being
Teaching
Aesthetic Value
Narrator
Tonal
Unity
Manifestation
Ring
Communicative Approach
Self-reflection
Coincidence
Intermediaries
Thanksgiving
Cognitive Approach
State Power
Tonality
Russia
Person

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Цитировать

@article{e29d2e3af9be424b974ab3da3d576154,
title = "Особенности структурно-смысловой организации цикла {"}Крохотки{"} А.И.Солженицына",
abstract = "Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.",
keywords = "the cycle of {"}Мiniatures{"}, structural and semantic organization, image of the author, the image of the addressee, tone",
author = "Хорохордина, {Ольга Витальевна}",
year = "2019",
doi = "10.15826/izv2.2019.21.1.005",
language = "русский",
volume = "21",
pages = "57--69",
journal = "ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ",
issn = "2227-2283",
publisher = "Издательство Уральского Федерального Университета",
number = "1 (184)",

}

TY - JOUR

T1 - Особенности структурно-смысловой организации цикла "Крохотки" А.И.Солженицына

AU - Хорохордина, Ольга Витальевна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.

AB - Автор статьи выявляет структурные и смысловые особенности цикла А. И. Солженицына «Крохотки». В результате анализа цикла произведений, проведенного в русле когнитивно-коммуникативного подхода, автор приходит к выводу, что жанр «крохотки» обладает следующими типовыми характеристиками: - трёхчастной композицией, включающей повествовательный, лирический и философский компоненты;- сложной организацией образа автора, где объединяются посредник, несущий слово Божие людям, представитель соборной (русской православной) общности и рассказчик, предельно близкий личности реального писателя; - множественной адресованностью: себе самому (саморефлексия), читателю (учительное послание), Богу (исповедь, молитва);- набором доминантных тональностей: благоговейной (по отношению к Божественному), обличительной (по отношению к земной власти и проявлениям низкого в человеке), учительной (по отношению к читателю-собеседнику).Типовые жанровые черты выступают объединяющей основой цикла «Крохотки», однако при наличии набора типовых черт каждая «крохотка» имеет ярко выраженный индивидуальный художественный характер и обладает собственной эстетической ценностью.Цикл разделен на две части, каждую из которых завершает молитва: благодарственная молитва за личное благополучие от имени авторского я заключает первую часть цикла; просительная молитва за благополучие России от лица автора как части русской православной общности заключает вторую часть цикла. При этом тематические и тональные совпадения молитв с произведениями каждой из частей цикла позволяют их рассматривать не только как финальные компоненты, но и как звенья, скрепляющие весь цикл «Крохотки» в целое кольцевое структурное и смысловое единство, в котором воплощается авторская картина мира.

KW - the cycle of "Мiniatures", structural and semantic organization, image of the author, the image of the addressee, tone

U2 - 10.15826/izv2.2019.21.1.005

DO - 10.15826/izv2.2019.21.1.005

M3 - статья

VL - 21

SP - 57

EP - 69

JO - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

JF - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

SN - 2227-2283

IS - 1 (184)

ER -