Образы толпы в творчестве Г. де Мопассана

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Статья посвящена анализу понимания феномена толпы писателем Ги де Мопассаном. Характеристики стихийных групп в его сочинениях, в первую очередь, в очерках «На воде» (1888 г.), сопоставляются с более поздними теориями С. Сигеле, Г. Тарда, Г. Лебона, А. Фурниаля и П. Росси. Обосновывается, что отсутствие ссылок на его публикации в первых исследованиях по психологии толпы может быть обусловлено фактическим тождеством многих идей, изложенных в художественных произведениях писателя, и концептуальных основ тех работ, которые в конце XIX века претендовали на научность рассмотрения материала. Описываются особенности уподобления толпы Мопассаном водной стихии, специфика отражения в его творчестве концепции латентных звериных инстинктов в человеческой психике, раскрывается характерная смесь чувств антипатии и страха потери личности, испытываемых автором к толпе. Особое внимание в статье уделяется освещению Мопассаном процессов заражения в стихийной группе, нивелировки личностных различий, утраты самоконтроля, проявлений склонности к неадекватному поведению. Отмечается, что в воззрениях Мопассана на стихийные группы проявились две методологические ошибки, позже сделанные исследователями феномена, – приписывание нерациональности индивиду в толпе в противовес наделения его рациональностью в изолированном состоянии, а также распространение ряда свойств толпы на всю социальную сферу.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)164-172
Число страниц9
ЖурналПсихология. Историко-критические обзоры и современные исследования.
Том9
Номер выпуска1-1
СостояниеОпубликовано - 2020

Ключевые слова

  • Толпа, художественный образ толпы, исследования толпы, свойства толпы, личность в толпе, коллективная психология, творчество Ги де Мопассана

Цитировать