Моральные установки и ценностный конфликт: Тезисы доклада // VIII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2016. Наследие Аристотеля и современная этика». Материалы конференции 17-19 ноября 2016 г. СПб., 2016

Результат исследований: Материалы конференцийтезисы

Аннотация

Моральная установка рассматривается в докладе как предрасположенность человека к определенному типу восприятию других людей – позитивному или негативному. Предрасположенность к позитивному восприятию человеком других людей выражается в его доверительном отношении к людям, уверенности в их честности и готовности прийти на помощь. Предрасположенность к негативному восприятию человеком других людей выражается в его осторожном отношении к людям, в его уверенности в их своекорыстии и эгоизме. Позитивное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, совпадающие с теми ценностями, на которые ориентируется он сам. Негативное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, противоположные тем, на которые ориентируется он сам.
Ценность представляет собой убеждение человека в приоритетности одних жизненных целей перед другими, противоположными жизненными целями. Приверженность людей противоположным жизненным целям связана с их предрасположенностью к противоположным типам восприятия окружающих. Противоположность моральных установок обусловлена наличием у людей различных представлений о добре и зле, хороших и плохих, правильных и неправильных поступках. Эти представления меняются в соответствии с изменением характера самого общества. На смену традиционной морали аграрного общества, имевшей религиозный характер, приходит рациональная мораль индустриального общества, имеющая светский характер. При переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии, рациональная мораль, основанная на подчинении нравственному долгу, сменяется пострациональной моралью, основанной на свободном выборе стандартов поведения.
Известные концепции и методики изучения ценностей: М. Рокича, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н.И. Лапина и др., предполагают выбор между противоположными жизненными целями. Как правило, применение этих методик к изучению реального массового сознания позволяет воспроизвести инвариантные структуры ценностных ориентаций, характерные для представителей определенных национальных, региональных, этнических, профессиональных и конфессиональных сообществ. Моральные установки, преобладающие в этих сообществах, оказывают решающее влияние на идентификацию с противостоящими друг другу жизненными целями, и тем самым порождают ценностные конфликты внутри сообществ.
Для проверки этих утверждений необходимо исследовать реальные социальные практики современных обществ. Эту задачу можно решить с помощью анализа результатов реализации мониторинговых международных исследовательских проектов, в которых имеются данные, характеризующие моральные установки и ценностные ориентации населения различных стран, а также моральные установки и ценностные ориентации представителей различных социальных групп, на которые делится население этих стран.
Язык оригиналарусский
Страницы27-29
Число страниц2
СостояниеОпубликовано - 2016

Ключевые слова

  • моральные установки, моральные оценки, ценностный конфликт, моральная практика

Цитировать