«Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры"

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

В современном петербургском искусстве за последние 30 лет выработались определенные типы и формы репрезентирования. Во многом это произошло благодаря институту независимого кураторства. Феномен фигуры независимого куратора, действующего на актуальной петербургской художественной сцене, объясняется несколькими причинами. Первое - это, как ни парадоксально, слабо структурированный рынок современного искусства, что дает возможность свободного маневра для кураторской инициативы. Второе - подвижность петербургского культурного поля, где не сложилось жесткой иерархии, что позволяет варьировать «палитру» художников в зависимости от концепции того или иного проекта. И третье - это социальный статус куратора как человека не определенной профессии, а занимающегося определенным родом деятельности, соответствующей роли свободного агента, или, по известному выражению Харальда Зеемана, «гастарбайтера духа». Помимо галерей с выраженной коммерческой направленностью, в Петербурге достаточно много общественных пространств, где можно реализовывать самостоятельные кураторские проекты. Кроме того, здесь по-прежнему жива традиция организации сплоченных художественных сообществ, способных к саморепрезентации своей деятельности. Тип творчества, эстетические предпочтения и формы художественной активности, избираемые ими, находят выражение в выборе тех или иных кураторских стратегий. Очень часто кураторами становятся сами художники, совмещая в своем лице сразу несколько функций. За последнее время в Петербурге появилось новое поколение кураторов, активно продвигающих петербургское искусство на международную арт-сцену. Благодаря деятельности петербургских кураторов с 1990-х годов выстраивается более ясная и подробная картина развития современного искусства, а также намечаются пути его дальнейшего развития. Зародившись в 1990-е, институт кураторства еще не становился предметом пристального исследования. Между тем, очевидно, что само существование современного искусства во многом определяется именно формами его репрезентации, кураторской художественной волей.
Переведенное названиеCURATORIAL STRATEGIES IN SAINT-PETERSBURG CONTEMPORARY ART. SOME EXAMPLES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)419-434
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Том10
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2020

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • КУРАТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ
  • НЕЗАВИСИМЫЙ КУРАТОР
  • СОВРЕМЕННОЕ ПЕТЕРБУРГСКОЕ ИСКУССТВО
  • НЕОАКАДЕМИЗМ
  • ФОРМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Fingerprint

Подробные сведения о темах исследования ««Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры"». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

Цитировать