Корпус «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ): изучение специфики русской монологической речи

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Статья представляет один из корпусов русской устной речи: коллекцию спонтанных монологических текстов, известную как «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ). Данный корпус собирается в Санкт-Петербургском государственном университете в течение уже более чем 20 лет, с использованием авторской (Н. В. Богдановой-Бегларян) методики сбора данных, предполагающей достаточно строгий набор экспериментальных процедур. САТ предназначен для изучения спонтанных монологов разного типа (чтение (сюжетного и несюжетного исходных текстов), пересказ прочитанных текстов, описание изображения (также сюжетного и несюжетного), рассказ на заданную тему) и содержит тексты, записанные от пяти профессионально-ориентированных групп носителей языка (медики; юристы; «компьютерщики»; филологи, преподаватели русского языка как иностранного; и преподаватели-философы), несколько блоков речи студентов (филологов и нефилологов), а также четыре блока интерферированной русской речи носителей других языков: американского английского, китайского, французского и нидерландского. Всего в составе САТ сегодня около 700 текстов и около 50 час. звучания. В статье, на фоне других русскоязычных и иноязычных устных корпусов, дано описание данного лингвистического ресурса, отмечены основные темы, разрабатываемые на его материале, а также намечены перспективы продолжения работы.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)111-126
Число страниц16
ЖурналТруды Института русского языка им. В. В. Виноградова
Номер выпуска21
СостояниеОпубликовано - 2019

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • современный русский язык, устная монологическая речь, звуковой корпус, обработка естественного языка, база данных, лингвистический эксперимент, чтение, описание изображения, пересказ текста (репродуктив), спонтанный монолог, социолингвистика, психолингвистика

Цитировать