Интерпретация неоднозначной разметки синтаксических связей: экспериментальное исследование на материале русского языка

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Проблема построения грамматической структуры предложения при восприятии устной или письменной речи является для психолингвистики одной из самых обсуждаемых. В качестве материала для изучения этого процесса часто выступают синтаксически неоднозначные предложения, в которых грамматика позволяет построение нескольких различных структур, соответственно, у слушающего или читающего возникает необходимость сделать между ними выбор. В статье рассматриваются особенности восприятия носителями русского языка одного из типов синтаксически неоднозначных предложений, в которых грамматика допускает несколько вариантов разметки синтаксических связей. Исследование проведено на материале предложений, содержащих синтаксически неоднозначную конструкцию с родительным субъекта или родительным объекта («оскорбление покупателя», «критика тренера»). В статье приводятся и обсуждаются данные психолингвистического эксперимента, проведенного с использованием методики выбора подходящей перифразы (покупатель был оскорблен /покупатель говорил оскорбления). Полученные данные свидетельствуют об относительной сбалансированности двух обсуждаемых падежных значений в ментальной грамматике носителей русского языка и о преимущественной опоре на лексические значения входящих в конструкцию слов и на экстралингвистические факторы при интерпретации предложений с неоднозначностью разметки синтаксических связей.
Переведенное названиеVALENCY AMBIGUITY RESOLUTION: AN EXPERIMENTAL STUDY WITH REFERENCE TO RUSSIAN
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)110-120
ЖурналВОПРОСЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Том1
Номер выпуска43
СостояниеОпубликовано - 2020

Ключевые слова

  • разрешение неоднозначности
  • синтаксический анализ предложения при чтении
  • значения родительного падежа

Fingerprint Подробные сведения о темах исследования «Интерпретация неоднозначной разметки синтаксических связей: экспериментальное исследование на материале русского языка». Вместе они формируют уникальный семантический отпечаток (fingerprint).

  • Цитировать