Институты культуры в медийной среде: новые сущности

Результат исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийтезисы в сборнике материалов конференциинаучнаярецензирование

13 Загрузки (Pure)

Аннотация

Формирование антропоморфной «цифровой среды» предопределяют новые информационные рефлексии человека и его новые социальные практики: сегодня человек чаще встречается не с фактами и событиями, а их «цифровым» эквивалентом – медиафактами, медиасобытиями. В этом контексте социальные практики превращаются в медийные, а с их возникновением начала разрастаться ценностная дихотомия «оригинал – его медийное отражение».
Художественная мысль давно присматривается к противостоянию подлинности и ее видимости: еще в повести Х. К. Андерсена бесплотная тень обратилась в человека, а самого человека из реальности вычеркнула. Сегодня претензии на право обрести плоть и кровь выражает медийная видимость: ее расширяющаяся среда задает новые форматы воображаемым картинам мира.
Медийная тень функционирует в поликультурной среде широкой интерактивности, приходит к человеку в компьютерном символическом поле. Институт культуры в «цифровой среде» – факт общественного сознания, как и его прототип из социальной реальности, – репрезентирует медийные интенции человека и ценностную систему общества в целом.
В жизни социума происходит перенос удовлетворения его важнейших информационных потребностей в «цифровое пространство»: повсеместны медийные библиотеки, фильмофонды, художественные галереи, музейные экспозиции, общества по интересам (любителей фантастики и путешествий, коллекционеров); возникло медиа-искусство, в его основании информационно-коммуникационные технологии; популярны блоги критиков и писателей, деятелей культуры; ширится практика медийной идентификации человека; самодостаточным становится пространство игры в «цифровых полях». С одной стороны, социальные следствия революции в области информационных технологий открывают необходимые обществу пути к модернизации форматов его культуры; с другой – образуют зону риска в процессах наследования культурной памяти.
«Цифровое» пространство проходит стадию непрерывного формообразования: его архитектоника предопределяет возникновение в Интернете таких институтов культуры, которые только в отдельных аспектах наследуют параметры своих исторических прототипов. Таков, прежде всего, институт игры. Решающими факторами его становления являются медийность и мифогенез. Медийность определяет качественно иное состояние исторически известных форматов игры; мифогенез – институализацию в медийной среде новообразованных форматов игры. В сопоставлении с институтом игры библиотеки «цифрового пространства» в большей степени сохранили меру наследования важнейших черт своего прототипа, но при этом, подобно институту игры, стали явлением культуры и в медийной среде.
Понимание соответствия исторически реального и «цифрового» нового позволяет прийти к установлению актуальной сущности трансформации культуры в медийных полях, расширить представления о закономерностях развития культуры на основе междисциплинарных исследований философии, культурологии, теории журналистики.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииV Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие — от прошлого к будущему»
Подзаголовок основной публикациипрограмма и тезисы докладов. Санкт-Петербург, 8–10 ноября 2021 г.
Место публикацииСПб., М.
ИздательName gallery
Страницы164-165
ISBN (печатное издание)978-5-86443-310-2
СостояниеОпубликовано - ноя 2021
СобытиеV Российский культурологический конгресс с международным участием "Культурное наследие - от прошлого к будущему" - онлайн, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 8 ноя 202110 ноя 2021

конференция

конференцияV Российский культурологический конгресс с международным участием "Культурное наследие - от прошлого к будущему"
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период8/11/2110/11/21

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство в целом

Ключевые слова

  • медиа, «цифровая среда», институты культуры, отражение, новая подлинность, интернет-библиотеки, медийные игры, культурная память

Цитировать