Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М. Н. Эпштейна

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Выдержка

Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)159-188
Число страниц30
ЖурналФилософский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии
Том4
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2018

Цитировать

@article{4d6a8af1a10a4b7b98ff63c91ea36200,
title = "Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М. Н. Эпштейна",
abstract = "Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.",
author = "Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "4",
pages = "159--188",
journal = "Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии",
issn = "2587-7283",
publisher = "Международный центр изучения русской философии",
number = "2",

}

TY - JOUR

T1 - Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М. Н. Эпштейна

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.

AB - Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.

M3 - статья

VL - 4

SP - 159

EP - 188

JO - Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии

JF - Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии

SN - 2587-7283

IS - 2

ER -