Выдержка
Язык оригинала | русский |
---|---|
Страницы (с-по) | 159-188 |
Число страниц | 30 |
Журнал | Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии |
Том | 4 |
Номер выпуска | 2 |
Состояние | Опубликовано - 2018 |
Цитировать
}
Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М. Н. Эпштейна. / Рыбас, Александр Евгеньевич.
В: Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии, Том 4, № 2, 2018, стр. 159-188.Результат исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья
TY - JOUR
T1 - Жить и мыслить в пределах возможного. О «Проективном словаре» М. Н. Эпштейна
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.
AB - Анализируются идея «проективного словаря» и опыт ее воплощения в философском произведении М. Н. Эпштейна. Особое внимание уделяется рассмотрению обоснования возможности творчества, критически разбираются соответствующие понятия, предложенные М. Н. Эпштейном. Выдвигается тезис о том, что основной целью написания «Проективного словаря» является постановка и решение проблемы свободы. Излагаются основные концепции свободы, созданные в истории русской мысли, отмечается господствующая как в религиозно-метафизической, так и в советско-марксистской философских традициях тенденция истолкования свободы через необходимость, в результате чего свобода была устранена из реальной жизни и стала недоступной для философского познания. Вместо осмысления свободы в русской философской культуре, в ее магистральных течениях, разрабатывается понятие о свободе, представляющее собой рационально-метафизический конструкт, который используется исключительно для легитимации соответствующих воззрений и пресечения инакомыслия. Критика метафизики, начавшаяся в России в середине XIX в., привела к появлению «естественной» трактовки свободы, однако эта трактовка так и осталась маргинальной. Делается вывод, что ценность «Проективного словаря» М. Н. Эпштейна обусловливается актуализацией и развитием «естественного», неметафизического понимания свободы.
M3 - статья
VL - 4
SP - 159
EP - 188
JO - Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии
JF - Философский полилог. Журнал международного центра изучения русской философии
SN - 2587-7283
IS - 2
ER -