Аннотация
В статье описывается редкий чин женского пострига, известный по нескольким славянским требникам XIII–XVI вв., и делается попытка на основании исторических источников выяснить, как мог осуществляться этот
постриг на Балканах и в Древней Руси. Н. Ф. Красносельцев предположил,
что этот постриг был весьма древнего происхождения и был предназначен для пострижения дев, дававших обет безбрачия. Греческий оригинал данного последования известен только в одном евхологии Coisl.213 1027 г. Сохранившийся славянский перевод, по мнению авторов, был сделан не ранее XIII в. и имел сербское происхождение, но в дальнейшем на Балканах,
по-видимому, не использовался. На Руси он имел скудную рукописную
традицию: с XIV в. чинопоследование сокращалось и попадало под влияние более поздней практики пострига. Тем не менее данные исторических
источников показывают, что пострижение дев было весьма частым явлением именно в Киевской Руси, где существовали городские женские монастыри, в то время как в средневековой Болгарии и Сербии были распространены случаи, когда вдовы принимали монашеский постриг, не вступая
в монастырь. Трудно сказать, существовали ли там вообще развитые женские монашеские общины до конца XIV в. в том виде, в каком они известны на Руси. В статье делается предположение о том, что постриг дев имел
место именно в Древней Руси по чину, весьма близкому к списку Гильф. 21:
в нем, скорее всего, отсутствовала конечная часть — молитва на снятие куколя, как в Coisl. 213.
постриг на Балканах и в Древней Руси. Н. Ф. Красносельцев предположил,
что этот постриг был весьма древнего происхождения и был предназначен для пострижения дев, дававших обет безбрачия. Греческий оригинал данного последования известен только в одном евхологии Coisl.213 1027 г. Сохранившийся славянский перевод, по мнению авторов, был сделан не ранее XIII в. и имел сербское происхождение, но в дальнейшем на Балканах,
по-видимому, не использовался. На Руси он имел скудную рукописную
традицию: с XIV в. чинопоследование сокращалось и попадало под влияние более поздней практики пострига. Тем не менее данные исторических
источников показывают, что пострижение дев было весьма частым явлением именно в Киевской Руси, где существовали городские женские монастыри, в то время как в средневековой Болгарии и Сербии были распространены случаи, когда вдовы принимали монашеский постриг, не вступая
в монастырь. Трудно сказать, существовали ли там вообще развитые женские монашеские общины до конца XIV в. в том виде, в каком они известны на Руси. В статье делается предположение о том, что постриг дев имел
место именно в Древней Руси по чину, весьма близкому к списку Гильф. 21:
в нем, скорее всего, отсутствовала конечная часть — молитва на снятие куколя, как в Coisl. 213.
Переведенное название | The Female Tonsure and Female Monasticism in Old Russia and the Balkans |
---|---|
Язык оригинала | русский |
Страницы (с-по) | 81-109 |
Журнал | Slověne |
Том | 9 |
Номер выпуска | 1 |
Состояние | Опубликовано - авг 2020 |
Предметные области Scopus
- Гуманитарные науки и искусство (все)
Ключевые слова
- женский постриг
- история женского монашества
- требники
- жития святых