Двойной портрет как форма репрезентации императорской власти в русском искусстве XVIII века

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

XVIII столетие ознаменовалось в российской истории переориентацией на европейский дискурс власти и ускоренным усвоением форм ее репрезентации в изобразительном искусстве, в том числе в портрете. Одной из его формальных разновидностей, подразумевающих определенное образное содержание, а именно взаимодействие персонажей, является двойной портрет. Его тематические подвиды — портрет супругов, портрет отца или матери и ребенка, портрет братьев или сестер или брата с сестрой, а также выходящие за рамки семьи, но родственные этой группе по смыслу портрет друзей и портрет соратников — служили выражению различных политических идей, сводящихся к представлениям об общности монаршей семьи как гарантии законности власти (преемственность власти, служение общему делу, династические браки с европейскими монаршими домами). Какие из них укоренились в русском искусстве XVIII века, было обусловлено не только семейными обстоятельствами в императорской семье, но и политическим дискурсом. Впервые проведенный анализ рецепции двойного портрета членов императорской семьи показал, что на русской почве в XVIII столетии обрели распространение все его типы, за исключением портрета отца и сына-преемника. Очень ограниченным в век женщин на троне, декларировавших незамужний статус и не имевших детей-наследников, было обращение к портрету матери и ребенка. Портрет братьев был проникнут политическими коннотациями, позволяющими трактовать его как портрет соратников. Портрет сестер, изначально подразумевавший дружбу, к концу века получает сентименталистское звучание, сближающее его с портретом единочувственников. В русле риторической культуры к двойному портрету можно отнести также изображение монарха с аллегорическими персонификациями добродетелей, причем не только на основании образных особенностей (аллегорические фигуры играют в композиции столь же значимую роль, что и историческое лицо и связаны с ним единым действием), но и потому что портрет правителя воспринимается не столько в личностном плане, сколько как воплощение присущих его роли идеальных качеств.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)34-52
Число страниц18
ЖурналДОМ БУРГАНОВА. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - янв 2018

Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

Ключевые слова

  • двойной портрет, русское искусство XVIII века, репрезентации власти, жанровая классификация, императорская семья

Цитировать