Возрастные изменения зрительного прайминга в дошкольном возрасте

Результат исследований: Материалы конференцийтезисырецензирование

Аннотация

В целях определения специфики реализации процессов антиципации у детей дошкольного возраста
проводили сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием 4-х (60
детей), 5-ти (60 детей и 6 лет (60 детей).
С помощью прайминг-парадигмы исследовали влияние экспозиции предваряющих зрительных
объектов разного типа на скорость распознавания тестовых стимулов в зависимости от интервала между
тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использовали звуки и изображения зверей,
фигуры клякс разной конфигурации, линии разной ориентации, буквы и фотографии фруктов. В качестве
прайм-стимулов в центре экрана компьютера предъявляли изображения зверей, комбинированные
изображения, содержащие тестовые стимулы, один как общий глобальный элемент изображения, второй
как встроенный, локальный элемент изображения для тестовых фигур зверей, клякс и букв, изображения
жестов захвата большого и маленького объекта для фотографий фруктов.
Сопоставление данных тестирования антиципационных способностей детей в разных задачах
позволяет сказать, что влияние априорной информации на скорость реакции зависит от ее типа и
сочетаемости с текущей стимуляцией. При этом возрастные изменения процессов антиципации отмечались
только в случаях, когда предваряющие стимулы были иной модальности или представляли собой стимулы
сложной конфигурации и изображения жестов захвата. При этом у детей 4-х лет влияние априорной
информации отсутствовало полностью. У детей пяти лет по сравнению с шестилетними детьми в этих
случаях величина прайминг-эффекта была ниже, а временное окно эффекта облегчения было более узким
и сдвинуто в сторону больших значений интервалов между тестовым и прайм-стимулами.
Однако, когда предваряющие стимулы представляли собой простые или знакомые изображения,
характеристики прайминг-эффекта у детей 4-6-ти лет достоверно не различались. Это свидетельствует о
том, что механизмы антиципации у детей младших возрастных групп могут работать при использовании
стереотипных и простых интегральных образов, антиципирующие схемы для которых уже сформированы.
Исследование влияния тренинга на проявление антиципационных способностей детей показало, что
детальное ознакомление с будущей априорной и тестовой информацией приводит к увеличению
выраженности прайминг-эффекта и расширению временного окна эффекта облегчения.
Язык оригиналарусский
Страницы508
Число страниц1
DOI
СостояниеОпубликовано - 6 окт 2020
СобытиеXVI международный междисциплинарный конгресс Нейронаука для медицины и психологии. - Крым, Судак , Российская Федерация
Продолжительность: 6 окт 202016 окт 2020
Номер конференции: XVI
http://brainres.ru/
https://doi.org/10.29003/m1327.sudak.ns2020-16/507

конференция

конференцияXVI международный междисциплинарный конгресс Нейронаука для медицины и психологии.
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСудак
Период6/10/2016/10/20
Адрес в сети Интернет

Цитировать