Влияние предваряющей экспозиции зрительных изображений на различение звуковых стимулов у детей с задержкой психического развития

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Одним из важных направлений при исследовании процесса целостного восприятия является определение механизмов межсенсорной интеграции, которые позволяют организму более точно судить об объектах окружающего мира. Другое направление в изучении роли целостного восприятия связано с процессами распределения внимания, посредством которого осуществляется селекция значимых признаков. Особый интерес в онтогенетическом аспекте представляет изучение специфики формирования механизмов межсенсорной интеграции и произвольного внимания у детей с неврологическими нарушениями. В качестве модели исследования использовалась прайминг-парадигма (priming paradigm), позволяющая определить распределение внимания между воспринимаемыми стимулами, а также временную динамику процесса идентификации гетеросенсорного объекта. В ходе исследования было показано, что у детей с типичным развитием (ТР) облегчающее влияние на время различения звуковых стимулов предваряющей экспозиции конгруентных зрительных изображений по сравнению с неконгруентными достоверно при межстимульных интервалах в пределах 50–100 и 200–500 мс. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) проявление облегчающего влияния зависело от уровня общего недоразвития речи: у детей с ЗПР, имеющих уровень общего недоразвития речи (ОНР) IV–III, облегчающее влияние наблюдается при межстимульных интервалах в пределах 50–150 и 300–500 мс, у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III, – 200–500 мс, а у детей с ЗПР, имеющих уровень ОНР III–II, – 300–500 мс.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)208-221
Число страниц14
ЖурналСЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Том32
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2018

Предметные области Scopus

  • Нейробиология (все)

Цитировать