Визуальная риторика английского ренессансного портрета: контексты и интерпретации

Анна Алексеевна Троицкая

Результат исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийиная часть книжной публикациинаучная

Аннотация

Преобладание в английском изобразительном искусстве XVI века портретной живописи, ее исключительность и своеобразие, сделали этот жанр предметом многих исследований, посвященных английскому Ренессансу. Характерными для отражения индивидуальности модели в этот период стали такие средства визуальной репрезентации, как жест, поза, костюм, а также способы усиления семантической составляющей портрета: включение эмблематических элементов и инскрипций. Все эти средства можно рассматривать в качестве риторических образных формул, имевших устойчивое значение. Среди них – сложные образно-аллегорические решения (как, к примеру, в портрете Дж. Латтрелла кисти Г. Эворта, 1550, Галерея Института Курто), или аллегорический фон (как в портрете Елизаветы I, называемом «Дитчли», М. Герардса Младшего, 1592, Национальная портретная галерея), «говорящие» жесты (жест прижатой к сердцу руки в миниатюре «Юноша среди кустов роз» Н. Хиллиарда, 1585-95, Музей Виктории и Альберта» и в ряде других близких по времени создания произведений). Интересно, что эти и другие примеры появляются параллельно с возрастающим личностным началом в портретном жанре, что свидетельствует об определенной стадии развития английского портрета, знаменующей переход от наделенного специфическими национальными чертами ренессансного искусства к искусству Нового времени.

Среди современных методов исследования искусства существует подход, основанный на понятии визуальной риторики, с помощью которой образы могут быть проанализированы как риторические структуры. Сложность состоит в том, чтоб отказаться от слепого, автоматического переноса этого понятия из сферы классической риторики и определить его значения в искусствоведческой литературе. Цель моего доклада – показать, как исследование визуальных риторических приемов становится ключом к пониманию английского искусства XVI столетия. Для этого мы проследим развитие основных исследовательских стратегий, относящихся к образной теории портрета, от иконологических интерпретаций, предпринятых Ф. А. Йейтс, Р. Стронгом и другими учеными, до развернутых изысканий в контексте социальной истории искусства. К их числу можно отнести ряд статей из сборника “Renaissance bodies: The human figure in English culture, с. 1540-1660”, под редакцией Люси Гент и Найджела Ллевелина (1990).
Концепт визуальной риторики очерчивает различия и сходства в подходах исследователей к искусству английского Ренессанса. Вместе с тем он позволяет проанализировать ряд распространенных художественных приемов в произведениях этого времени, выявляя особенности композиционного решения в отдельных случаях.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииАктуальные проблемы теории и истории искусства — 2020
Подзаголовок основной публикацииТезисы докладов IX Международной конференции, Санкт-Петербург, 26-31 октября 2020 г.
Место публикацииСПб.
СостояниеЭлектронная публикация перед печатью - 12 ноя 2020
СобытиеIX Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» - СПбГУ-Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 26 окт 202031 окт 2020
Номер конференции: IX
https://actual-art.spbu.ru

конференция

конференцияIX Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства»
Сокращенный заголовокАПТИИ-IX
СтранаРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период26/10/2031/10/20
Адрес в сети Интернет

Предметные области Scopus

  • Изобразительное и театральное искусство

Ключевые слова

  • английский Ренессанс
  • английский портрет
  • Н. Хиллиард
  • визуальная риторика
  • теория образа
  • жест
  • поза
  • эмблема

Цитировать