«Атомизм» в звуковых построениях индийской тантры

В.П. Иванов

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьярецензирование

Аннотация

Для индийской тантры, как и для всей традиционной индийской культуры характерен фоноцентризм. В рамках тантрического монистического шиваизма возникла модель ‘фонематического разворачивания’ единого универсального сознания (самвид) в многообразие вещей вселенной. Важность этой модели определяется необходимостью для традиции разрешить логический парадокс сосуществования взаимно противоречивых вселенских начал – абсолютного единства и множественности феноменального бытия. Это противоречие снимается признанием онтологического статуса за Речью – сама суть которой есть совмещение в себе взаимно противоречивых качеств единства и множественности, предстающие как единство смысла и множественность средств его проявляющих (слова, фонемы и пр.) Санскритские фонемы (варны) при этом, выступая в системе в роли элементарных сущих, до некоторой степени коррелируют с «атомизмом» других школ индийской мысли.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)с 132 по 141
ЖурналВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
СостояниеОпубликовано - 2014
Опубликовано для внешнего пользованияДа

Ключевые слова

  • атомизм
  • Абхинавагупта
  • варна
  • кашмирский шиваизм
  • мантра
  • матрика
  • тантра
  • Трика
  • фонематическая эманация

Цитировать