Антиципационная состоятельность как личностный ресурс студентов

Результат исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатья

Аннотация

Перспективным направлением исследования саморегуляции в учебной деятельности является изучение способности студентов предвидеть трудности учебного процесса как потенциальные источники стресса. Показателями успешности преодоления стресса в учебном процессе являются уровень академической успеваемости и субъективного благополучия учащегося. Сформулирована задача создания модели антиципационной состоятельности (АС) студента. В качестве ее теоретических оснований представлены концепции «ориентированного на будущее» копинга, антиципационной состоятельности личности, стресса и ресурсов совладания. Предложен концепт «антиципационная состоятельность студента» и способ его операционализации. Проведено эмпирическое исследование, описаны его этапы: выявление стрессогенных ситуаций в учебном процессе (опрос 85 респондентов); создание опросника АС-ВУЗ-1, его проверка (опрос 235 респондентов); создание скорректированного опросника АС-ВУЗ-2. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 276 студентов старших курсов разных специальностей. Кроме опросника АС-ВУЗ-2 использованы анкета, содержащая вопросы об академической успеваемости студентов; «Шкала субъективного благополучия» (ШСБ) Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche (адаптация НПЦ «Психодиагностика» ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 1988 ) и «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖ) E. Diener (адаптация
Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина, 2008). Данные опросника АС-ВУЗ-2 обработаны посредством эксплораторного факторного анализа. В качестве оптимальной выбрана 5-факторная модель; ее адекватность эмпирическим данным подтверждена посредством конфирматорного факторного анализа На основе выбранной модели описаны компоненты АС студентов: дисциплинированность, предусмотрительность, саморегуляция в учебной деятельности, психосоматическая саморегуляция, самооценка успешности. Полученные статистически значимые корреляционные связи между показателями всех выявленных нами компонентов АС студентов, с одной стороны, и данными об академической успеваемости и показателями субъективного благополучия, с другой стороны, подтверждают правильность выбранной нами модели АС студентов.
Язык оригиналарусский
Номер статьи33
Страницы (с-по)33
Число страниц16
ЖурналВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ (VOPROSY PSIKHOLOGII)
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 1 авг 2018

Предметные области Scopus

  • Психология обучения и развития

Ключевые слова

  • антиципационная состоятельность
  • академическая успеваемость
  • субъективное благополучие
  • студенты
  • стресс
  • копинг
  • ресурсы совладанния

Цитировать