В современной системе международных отношений страны Африки занимают неоднозначное положение. С одной стороны, на континенте наблюдается целый комплекс глубоких политических и социально-экономических проблем: неустойчивость государств и обществ, хроническая бедность и коррупция, низкое качество медицины и образования, постоянный риск распространения эпидемий, проблема обеспечения водой и продовольствием и мн.др. С другой стороны, Африка остается и крайне привлекательной территорией с учетом ее природных ресурсов, логистической значимости, имеющегося там спроса на инфраструктурные и энергетические проекты, креативного потенциала местных деятелей науки и культуры. При этом лишь несколько местных стран могут позволить себе относительно стабильное развитие, тем более с использованием передовых НИОКР и высоких технологий. Соответственно, государства Африки находятся в постоянном поиске надежных партнеров, способных предложить им взаимовыгодные, долгосрочные решения. В качестве таковых себя традиционно стремятся преподнести европейцы, однако их восприятие в Африке омрачено исторической памятью колониализма, а предпринимаемые шаги нередко приобретают форму попыток сохранить остатки былого влияния. Так, Великобритания расценивает свое активное участие в африканских делах, прежде всего, как элемент собственной глобальной значимости (в рамках концепции “Глобальной Британии”), а Франция, развернув с 2013 г. воинский контингент в Сахеле, стремится не только поддержать региональную безопасность, но и гарантировать свои ресурсные интересы. Нередки случаи, когда страны Запада сопровождают свое желание сотрудничать с африканцами разнообразными политизированными требованиями. Например, в 2022 г. та же Франция, несмотря на наличие общей угрозы в лице международного терроризма, разорвала военное сотрудничество с Мали, аргументировав свое решение несоблюдением новыми властями этой страны демократических стандартов и их слишком явным, по мнению французской дипломатии, желанием сотрудничать с другими игроками.
Между тем, с точки зрения России стартовые позиции для развития отношений с континентом выглядят вполне удачными: Москва симпатизировала народам Африки еще в период деколонизации, а сегодня предлагает себя в качестве прагматичного партнера, нацеливающегося на деидеологизированное сотрудничество как в экономике, так и в сфере безопасности. О растущем интересе российской стороны к африканскому направлению говорит, в частности, проведение первого саммита “Россия-Африка” в 2019 г. (и подготовка к проведению второй встречи в 2022 г.), расширение научно-технических и военно-политических контактов с отдельными странами или, например, вступление в Афрэксимбанк в качестве третьего по доле акционера. С Черным континентом Россию уже связывает множество крупных инвестиционных проектов в атомной энергетике, металлургии, сельском хозяйстве и т.д. При этом нельзя отрицать, что в настоящее время традиционные западные партнеры пока все же сохраняют для Африки приоритетное значение, не говоря о существенно возросшей за последние десять-пятнадцать лет роли Китая. Соответственно, России только предстоит выработать свою полноформатную стратегию в Африке, для чего необходимо учитывать возможности и ограничения, заложенные в стратегиях конкурентов, прежде всего европейских. С учетом растущего напряжения в отношениях России и Запада поиск альтернативных рынков и партнеров становится все более актуальным - как и вопрос о том, каким образом защитить российское присутствие в Африке от прямого или косвенного воздействия все новых и новых санкций.
Предлагаемый проект станет одним из первых в России исследований, в котором на основе постколониальной теории будет изучена роль в африканских делах не только крупных держав, но и стран Северной Европы, тоже имевших владения на континенте (Датская Гвинея, Шведский Золотой Берег), но формирующих вокруг этого факта несколько иной дискурс по сравнению с “грандами”. Впервые будет проведен сравнительный анализ африканских стратегий изучаемых стран с учетом их разделения на крупных и малых игроков, а также комплексный обзор инструментов влияния (военно-политических, финансовых и пр.), которые используют Великобритания, Франция, скандинавские страны вместе и по отдельности. Предполагается ввести в отечественный научный оборот множество наименований источников и литературы на иных языках, в т.ч.:
- на скандинавских - для изучения африканской политики Северных стран;
- на английском и французском - для изучения постколониальной теории как таковой, последних тенденций в постколониальной политике Великобритании и Франции, а также сопоставления взглядов самих африканских стран (англо- и франкоговорящих) в отношении Европы и России.
Проект позволит органично соединить научные интересы каждого из членов коллектива, позволив подробнее изучить постколониальную политику Великобритании (Н.В. Еремина), Франции (А.Ю. Чихачев) и Северных стран (О.В. Григорьева, Н.О. Плюснин) с привязкой к общей цели по выявлению возможностей для России на Африканском континенте. Предполагаемые научные результаты выглядят достижимыми с учетом имеющегося у коллектива исследовательского опыта и компетенций, а также относительно свободной доступности всех необходимых материалов (в части источников: официальных документов, заявлений первых лиц, статистики, материалов СМИ, мнений экспертов и др.; в части литературы: статей, аналитических докладов, ряда монографий и сборников).