1) Научная проблема, на решение которой направлен проект:
Настоящий проект направлен на дальнейшее развитие франковедческой экспертизы в российской науке - расширение знаний о том, что представляет собой на современном этапе военная политика Пятой Республики как одной из ведущих держав НАТО и какие вызовы для России она в себе заключает. Планируется сделать вклад в укрепление теоретико-методологической базы французских исследований в России и, используя багаж современной теории международных отношений, отыскать наиболее удачные подходы к заданной теме, на их основе проанализировать практические проявления военной доктрины Парижа. Особое внимание предполагается уделить новым, еще слабо изученным явлениям, - в частности, политике Франции в сфере космической, кибер- и информационной безопасности, в отношении которых руководство Пятой Республики недавно стало предпринимать заметные действия (принятие профильных стратегических документов, выделение кадровых и финансовых ресурсов и т.п.).
2) Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы:
Решение обозначенной проблемы представляется актуальным в силу как минимум двух обстоятельств.
Во-первых, на фоне крайне напряженной политической обстановки в Европе только растет необходимость в более детальном изучении отечественными исследователями военных возможностей государств ЕС и НАТО. За последние годы Франция неоднократно показала способность, пусть и с разной долей успешности, подкреплять свои интересы силовыми возможностями, развертывая воинские контингенты или проводя демонстрации мощи в различных регионах мира. Это касается не только Африки или Индо-Тихоокеанского пространства, но и Восточной Европы, где Париж продолжил участие в контингентах НАТО в Прибалтике, а в начале 2022 г. направил дополнительные силы в Румынию. Руководство Пятой Республики неоднократно пыталось продвинуть процесс оборонной интеграции в Евросоюзе, инициировав различные форматы (активацию программы PESCO, Европейскую инициативу вмешательства, миссию "Такуба"). В отличие от многих западных государств, французские вооруженные силы стремятся к тому, чтобы быть способными выполнять практически весь спектр задач с использованием современной техники и снаряжения (от ядерного сдерживания до борьбы в киберпространстве), что делает их далеко не самым удобным потенциальным противником. Отсюда возникает потребность в адекватной оценке их возможностей, выявлении сил и слабостей,
которые можно было бы учесть российской стороне при выстраивании собственной стратегической линии в целом и внешнеполитического курса в отношении Франции в частности.
Во-вторых, несмотря на стабильно высокий интерес российских исследователей к Франции, ее военной политике уделяется относительно мало внимания по сравнению с невоенными сюжетами - партийной борьбой, социально-экономическими реформами, дипломатическими акциями. Нередко оборонная тематика исследуется лишь в контексте каких-то иных проблем или в привязке только к одному примеру или направлению (прежде всего, африканскому). Между тем, с 2017 г. в данной сфере французское руководство приняло немало решений, позволяющих говорить о выходе военной политики Парижа на следующий этап развития, что требует отдельного исследования. К таким решениям относятся, среди прочего, последовательное повышение оборонного бюджета, остановка кадровых сокращений, выделение бюджетных средств на перспективные виды вооружений (следующее поколение ПЛАРБ, новый авианосец, бронетехника и пр.), активизация экспортной деятельности. Французское руководство приняло первые собственные стратегии кибербезопасности, военно-космическую доктрину, концепцию безопасности в Индо-
Пацифике. Эти и многие другие нововведения сегодня остаются еще слабо изученными и нуждаются в некоем концептуальном обобщении, в связи с чем предлагаемая руководителем проекта серия статей и монография могли бы содержательно обогатить российскую экспертизу по Франции.
3) Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб:
В рамках проекта предполагается комплексно (насколько это возможно с опорой на открытые источники) изучить военную политику современной Франции в 2017-2024 гг. в ее разнообразных аспектах, среди которых:
- основные оценки французского руководства в отношении текущей международной обстановки и предполагаемой роли вооруженных сил в нынешних и будущих конфликтах;
- общие контуры системы принятия военно-политических решений во Франции (полномочия отдельных фигур и ведомств, механизмы управления в кризисных ситуациях, влияние экспертов);
- структура вооруженных сил Пятой Республики по видам и родам войск, география базирования. Основные положения ядерной доктрины;
- состояние военной промышленности: основные предприятия, способы государственной поддержки, кооперация внутри Евросоюза;
- действующий закон о военном планировании: основные количественные параметры госзаказа, наиболее примечательные акценты (по видам техники);
- экспорт вооружений: подход французской стороны к продвижению своей продукции, важнейшие партнеры и наиболее доходные статьи;
- деятельность французских сил в рамках зарубежных операций и миссий: основные форматы и трудности;
- участие Парижа в военной интеграции в рамках ЕС и его нынешняя роль в НАТО;
- политика Франции в вопросах обеспечения кибербезопасности (приоритеты, ресурсы, зарубежные партнеры);
- военно-космическая политика Пятой Республики (базовые установки, научная и промышленная база, международная кооперация);
- гуманитарная деятельность французских войск. Армия и климатическая повестка. Армия и общество во Франции.
По каждому аспекту ставится задача обозначить вызовы, которые политика Франции создает для России (например, активная политика Парижа в области экспорта вооружений = конкуренция с Москвой на ближневосточных и азиатских рынках) и предложить возможные способы реагирования с российской стороны.
4) Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов:
Научная новизна проекта состоит в том, что предлагаемое исследование станет одним из первых в российской науке развернутых исследований военной политики современной Франции с привязкой к российским интересам. Предполагается не только изучить разнообразные практические проявления проводимого курса, но и подобрать подходящие для этого общетеоретические рамки, что сегодня делается далеко не всеми исследователями Франции. Делается расчет на изучение наиболее актуальных феноменов и примеров, введения в научный оборот свежих источников (стратегических документов, заявлений первых лиц и пр.). Поставленная задача выглядит вполне достижимой, поскольку автор рассчитывает опереться на уже имеющиеся наработки, дополнив и актуализировав их по мере выполнения проекта.
5) Современное состояние исследований по данной проблеме:
В современной российской науке французская тематика представлена достаточно подробно. Так, неизменным авторитетом пользуются специализирующиеся на Франции эксперты Института Европы РАН - Ю.И. Рубинский, С.М. Федоров, Е.А. Нарочницкая. В центр их исследований чаще всего попадают такие сюжеты, как голлистское наследие во внешней политике современной Франции, дипломатический курс Парижа на отдельных направлениях (Россия, Украина, Евросоюз, Ближний Восток и др.), актуальная политическая и социально-экономическая ситуация в Пятой Республике. Ведутся исследования специалистами и из других институтов РАН: например, В.Н. Чернега (ИНИОН) анализировал инициативы президента Э. Макрона в области "Европы обороны"; П.П. Тимофеев (ИМЭМО) исследовал роль Франции в развитии программы PESCO; В.Р. Филиппов (ИАфр) и А.С. Сидоров (ИНИОН) комментировали текущие проблемы проведения зарубежной операции "Бархан". Видные специалисты продолжают развивать российское франковедение в высших учебных заведениях: в частности, Е.О. Обичкина (МГИМО, внешнеполитические ориентиры Парижа в постбиполярном мире), Р.В. Костюк (СПбГУ, левые силы во Франции), Т.В. Зверева (Дипломатическая академия МИД России, российско-французские отношения), Г.Н. Канинская (ЯрГУ, партийно-политическая жизнь Пятой Республики) и мн.др.
Тем не менее, несмотря на множество разнообразных работ по данной стране, тематика военной политики Парижа и ее значения для российских интересов изучена еще далеко не полностью. Как правило, авторов интересует тот или иной популярный сюжет - ядерная доктрина Франции, военная операция в Сахеле, концепция "Европы обороны", - что в формате научной статьи или доклада редко дает возможность выйти на более масштабные вопросы, будь то система принятия решений, военное планирование и оборонный заказ, научно-технический потенциал Франции в оборонной сфере, роль специальных служб, темпы развития новых направлений военной политики (кибербезопасность и космос) и др.
Показательно, что в обоих крупных сборниках франковедческих работ (2017 и 2019 гг., ИМЭМО и ИЕ РАН), а также на последней конференции франковедов (2021 г.) военная тематика затрагивалась лишь вскользь, посредством считанного количества выступлений и текстов, явно уступая по популярности внутриполитическим или сугубо дипломатическим вопросам. В целом похожая ситуация наблюдается в известных монографиях по Франции (за авторством Е.О. Обичкиной, Т.В. Зверевой и др.), где военные вопросы обычно рассматриваются как производная от внешнеполитической проблематики. Наиболее близкой к теме проекта можно назвать работу петербургских исследователей Н.А. Власова, А.А. Малыгиной и А.Ю. Павлова "Мысль и меч. Эволюция оборонной политики стран Западной Европы и развитие военных технологий во второй половине XX - начале XXI вв." - опубликованную, однако, еще в 2013 г. и не отражающую более поздние явления. Соответственно, всё это позволяет говорить о том, что предлагаемый проект, включающий в себя подготовку отдельной монографии о военной политике Франции, мог бы занять имеющуюся нишу и адекватно дополнить достижения других отечественных авторов. Необходимость в подобном труде тем более очевидна, если учесть, что оборонные возможности Парижа активно изучаются зарубежными экспертами, среди которых уместно упомянуть Ж.-П. Мольни (Институт международных и стратегических исследований, IRIS), Б. Тертре (Фонд стратегических исследований, FRS), Э. Тененбома (Французский институт международных отношений, IFRI), Х. Кунднани (Chatham House) и т.д. В спектр их исследований попадают более редкие темы, которые в российской науке ныне остаются почти не охваченными, но на которых можно было бы отдельно остановиться в новой монографии, - в частности, роль заморских департаментов в военной стратегии Франции или ее военно-технические связи с государствами Южной Европы.
6) Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта:
Проект подразумевает публикацию четырех научных трудов на русском языке – одной монографии и трех статей в журналах Scopus или WoS, – а также участие в шести всероссийских или международных конференциях и продолжение автором активной экспертно-аналитической работы по французской тематике.
Исходя из двухлетнего срока реализации проекта, первый год (июль 2022 – июнь 2023 гг.) преимущественно будет посвящен подготовке к написанию монографии. С этой целью будет осуществляться:
а) сбор материалов для предстоящего исследования - составление подборки подходящих научных изданий и статей, аналитических выкладок, официальных документов, ссылок на информацию с сайтов государственных ведомств, материалов СМИ и др.;
б) разработка концептуально-методологической базы исследования, общего ракурса на изучаемую тему;
в) составление развернутого плана будущей монографии и поиск информации по каждому пункту (см. также п. 4.9).
Соответственно, основными направлениями работы в течение второго года реализации проекта (июль 2023 – июнь 2024 гг.) станут:
а) анализ и систематизация подготовленного материала, обновление данных с учетом свежих новостей и событий;
б) написание текста монографии согласно выбранному плану, включая также введение, заключение, окончательный список источников и литературы;
в) передача текста в типографию и его опубликование;
г) информирование общественности о выходе готового исследования (посредством информационных ресурсов Университета, социальных сетей, презентации книги по месту работы руководителя проекта и т.п.);
д) распространение экземпляров монографии по университетским библиотекам и научным организациям Москвы, Санкт-Петербурга и иных городов.
В целях апробации некоторые наработки, сделанные по ходу подготовки монографии, будут представлены также в формате статей для научных журналов и докладов на конференциях. В таких случаях автор будет останавливаться на отдельных наиболее актуальных сюжетах из военной политики Франции, анализируя их как самодостаточные явления, но устанавливая их значение для всей французской стратегии в целом. Некоторые возможные темы для статей и докладов:
"Роль заморских территорий в военной политике современной Франции";
"Французская политика экспорта вооружений: итоги президентства Э. Макрона";
"Промышленная политика Э. Макрона: влияние на оборонный сектор";
"Внешнеполитическая и оборонная тематика на президентских выборах во Франции 2022 г.";
"«Маритимизация» военной политики современной Франции: причины и особенности".
В каждой статье или докладе в зависимости от темы будут охвачены следующие аспекты:
- исторические предпосылки современной политики Франции в данной сфере;
- наиболее значимые заявления и действия действующего руководства страны;
- сильные и слабые стороны французской политики на выбранном направлении;
- потенциал кооперации с партнерами по НАТО и ЕС;
- значение для интересов России.
Предпочтительные научные методы для статей и докладов: сравнительный анализ, контент-анализ, ивент-анализ, SWOT-анализ, прогнозирование/построение сценариев и т.д.
В рамках экспертно-аналитической деятельности автор планирует публиковать в зависимости от происходящих новостей и событий комментарии по соответствующим направлениям военной политики Франции. Поводом для этого могут быть разнообразные заявления французского руководства, опубликование новых стратегических документов, начало или завершение очередной операции и т.п. Например, заключение Парижем в 2022-2024 гг. новых соглашений об оборонно-техническом сотрудничестве с какой-либо из стран Индо-Пацифики может стать поводом для рассмотрения французской политики в данном регионе в целом; запуск новых спутниковых аппаратов – возможностью рассказать о военно-космической политике Пятой Республики и т.п. Комментарии будут опубликованы в письменном виде на сайтах организаций-заказчиков (аналитических центров).
7) Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту:
Руководитель проекта уже имел возможность приступить к изучению заданной темы в формате научных статей. Так, исследование "Военная политика Франции при президенте Эммануэле Макроне: основные тенденции" (МЭиМО, 2019 г.) стало одной из первых среди российских экспертов попыток комплексно рассмотреть оборонную политику Пятой
Республики при действующем руководстве, учитывая как доктринальные, так и практические нововведения. В совместной работе с профессором СПбГУ Н.В. Ереминой "Сравнительный анализ британских и французских стратегий вобласти обороны и безопасности" (Сравнительная политика, 2020 г.) выявлены особенности французского подхода к составлению стратегических документов - "Белых книг", обзоров и т.п. В статье "Европейский поворот в военном экспорте Франции" (Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021 г.) проанализированы причины роста популярности французских вооружений на европейском рынке и сделан вывод, что, несмотря на ряд достигнутых успехов, французский ВПК не откажется от выгодных контрактов с ближневосточными и азиатскими государствами (что впоследствии подтвердилось на примерах ОАЭ и Индонезии). Эта же тематика была изучена в работе "Политика Франции в вопросах экспорта вооружений: особенности и перспективы" ("Вестник ВолГУ, 2019 г.).
В общей сложности, из 13 научных публикаций автора за последние 5 лет военная тематика в большей или меньшей степени затронута в 9 текстах.
В 2021 г. руководитель проекта выступил на III Всероссийской научной конференции франковедов с докладом "Новые направления военной политики Франции при Э. Макроне", уделив особое внимание политике французского руководства в сфере кибербезопасности и космоса (доктринальным приоритетам, практическим шагам, угрозам для России).
Оборонные вопросы были подробно рассмотрены и в рамках кандидатской диссертации, защищенной в 2020 году (https://disser.spbu.ru/files/2020/disser_chihachev.pdf).
Кроме того, руководитель проекта неоднократно готовил экспертные комментарии относительно отдельных аспектов военной политики Франции для Российского Совета по международным делам. Предметом анализа становились, в частности:
- закон о военном планировании на 2019-2025 гг. (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/la-francedu-
macron/zakon-s-pritselom-na-budushchee/);
- ключевые принципы оборонной политики президента Э. Макрона (https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/
columns/la-france-du-macron/na-strazhe-pyatoy-respubliki-voennaya-politika-makrona/);
- экспорт вооружений (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-krylyakh-rafaley/);
- космическая (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zvezdnye-voyny-po-frantsuzski/) и кибер
(https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-kiberrespublika-na-marshe/) доктрины Пятой
Республики;
- актуальные проблемы французского военного присутствия в Сахеле (https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/analytics/frantsiya-v-sakhele-stavka-na-evropu/).