Цель проекта - анализ журнальной полемики XIX в. с точки зрения реализуемых политических интенций авторов, дающих ту или иную трактовку образу Пера I, с учетом специфического влияния профессионального журналистского контекста на формирование исторической памяти о Петре I и в сопоставлении с современными формами бытования образа Петра I в медиасфере и политическом дискурсе. В рамках работы по проекту в 2021 году исследованы основные черты образа Петра Великого, отраженные журналистикой на предыдущем этапе, т.е. в XVIII в., в том числе на страницах «Петровских ведомостей», отчасти сформированные самим императором и оказавшие влияние на его восприятие в общественном сознании XIX в. На основе классической историко-сравнительной методологии дана обоснованная периодизация трансформаций образа Петра Великого в прессе XIX в. Критериями периодизации выступили изменения общественно-политической обстановки в России и изменения профессионального журналистского контекста, как содержательного, так и социально-экономического, и технологического плана. Сформировано представление о динамике образа Петра Великого в журналистике XIX в. на основе структурно-семантического анализа текстов публицистики каждого периода. Сформирована эмпирическая база публикаций современных СМИ и социальных медиа с применением систем машинного анализа и подходов корпусной лингвистики. Разработаны методологические подходы к сопоставлению образа Петра Великого, данного в журналистике XIX в., с его репрезентациями в современной медиасфере на основе истории понятий и историко-семантического анализа, и частично проведен сопоставительный анализ. Результаты отражены в черновом тексте коллективной монографии. Изучена визуальная составляющая образа Петра Великого в русской журналистике XIX в. Участники проекта ставили перед собой задачу не только дать свою интерпретацию поставленной научной проблеме, но и внести свой вклад в формирование единого комплекса источников для дальнейшего изучения этой темы, создание удобного и оперативно пополняемого справочного аппарата для исследователей, обращающихся к вопросам трактовки образа Петра Великого, поэтому важнейшей частью монографии является «Указатель публикаций русской периодики XIX в., затрагивавших вопрос об исторической роли и образе Петра I» и "Указатель журнально-газетных иллюстраций XIX в., транслирующих визуальный образ Петра Великого".
Научно-популярное описание работы по проекту в 2021 г.
Историческая память – одна из основ национального самосознания, понимания культурной идентичности. Сегодня социологи констатируют, что в эпоху глобализации культурная самоидентификация молодежи под влиянием социальных медиа размывается. Интернет-источники как продукты коллективного авторства, не предъявляющие при этом никаких требований к уровню экспертного знания своих создателей, приводят к тому, что разрыв между профессиональным и обыденным историческим сознанием резко увеличивается. При этом в сознании современной молодежи незыблемыми остаются только две ключевые исторические точки – память о ВОВ, и память о великих деяниях первого русского императора (Подлесная, Соловьева, Ильина, 2021). Образ Петра Великого остается одной из двух основных доминант исторической памяти российской молодежи, поэтому трудно переоценить важность изучения источников формирования этого образа и его современных интерпретаций, преломлений в актуальной медиасфере.
Исходя из понимания того, что образ Петра I, сложившийся в исторической науке, и образ, который функционирует как один из стереотипов массового сознания, существенно разнятся между собой, но имеют общий источник формирования – журналистский дискурс XIX в., авторы проекта в первый год своей работы собирали и анализировали материалы публицистики XIX в. На следующем этапе принципиально важным оказалось расширить хронологические рамки исследования, и обратиться к истокам русской журналистики для понимания основных аспектов петровской легенды как продукта деятельности самого Петра. Еще академик Д. С. Лихачев отмечал, что всей государственной деятельности Петра была свойственна нарочитая демонстративность, в сущности, он был первым, говоря современным языком, актором публичной политики. Уделяя большое внимание впечатлению, производимому им на подданых, Петр Великий мыслил создаваемую им русскую журналистику прежде всего как инструмент информационного влияния. Поэтому для понимания истоков, базовых установок оценки действий Петра, функционировавших в общественном сознании XIX в., потребовалось обратиться к материалам петровских ведомостей.
Далее требовалось сопоставить характеристики образа Петра Великого, бытовавшего в общественно-политическом диалоге XIX в., и представление его в современных медиа. Перед исследователями встала сложная проблема: смысловое наполнение таких слов как «свобода», «государство», «собственность», «политика», «суверенитет» и т.д. в разные исторические эпохи было различным, одно и то же слово могло иметь принципиально разное смысловое наполнение не только в разные века, но даже и в разные десятилетия. Если историк предпримет попытку интерпретации исторических образов, вооружившись современным пониманием слов, он не сможет избежать ложных выводов, осовременивания прошлого. Очевидно, что Петр Великий, очерченный В. Г. Белинским, и Петр интернет-мема, в котором император соседствует с ныне действующим президентом под слоганом «В России два типа политиков: те, кому душно, и те, кому дует» - не только не могут быть идентичны, но, на первый взгляд, и трудно сопоставимы. Но что если осмыслить эти образы контекстуально? В обоих случаях исторический персонаж фигурирует в тесной смысловой связи с понятиями «модернизации» и «вестернизации», так что через осмысление эволюции этих понятий можно найти и точки адекватного сопоставления образов императора, бытующих в разные эпохи.
Исследователями были выделены три основных группы понятий, ассоциированных с Петром Великим в XIX в. и имеющих актуальное звучание в современной инфосфере. Первая группа – понятия, затрагивающие Петровскую эпоху как точку начала «европейского пути России»: европеизация (вестернизация), цивилизация, модернизация. Вторая группа понятий связана с ключевой дихотомией русской политической философии: самобытность/всеобщность. В современном звучании это диалог о глобализации и интеграции как продолжении «Петровского вектора» в противовес изоляционизму в культуре и снижению взаимозависимости в экономике. Третья группа понятий связана с рождением и развитием бюрократии. Понятия бюрократического/полицейского/тоталитарного государства как символа русской национальной государственности в целом. Сегодня бюрократизация осмысляется как «детище Петра», и одновременно основная проблема современной внутренней политики.
Актуальность этих понятий в общественном диалоге не снижается на протяжении последних трех столетий, и именно понятийный контекст позволяет выявить ту содержательную преемственность исторической памяти о Петре Великом, которая сохраняется, несмотря на изменение языковых форм и появление новых технологических площадок общественной коммуникации.
Анализ журнальной полемики XIX в. с точки зрения реализуемых политических интенций авторов, дающих ту или иную трактовку образу Пера I, с учетом специфического влияния профессионального журналистского контекста на формирование исторической памяти о Петре I и в сопоставлении с современными формами бытования образа Петра I в медиасфере и политическом дискурсе представляется принципиально важным для комплексного осмысления образа Петра I в исторической памяти, литературе, искусстве и обусловливает новизну предпринятого исследования.
Прежде всего, на основе классической историко-сравнительной методологии была дана обоснованная периодизация трансформаций образа Петра Великого в прессе XIX в. Критериями периодизации выступили изменения общественно-политической обстановки в России и изменения профессионального журналистского контекста, как содержательного, так и социально-экономического, и технологического плана.
Принципиально важным оказалось расширить хронологические рамки исследования, и обратиться к истокам русской журналистики для понимания основных аспектов петровской легенды как продукта деятельности самого Петра. Еще академик Д. С. Лихачев отмечал, что всей государственной деятельности Петра была свойственна нарочитая демонстративность, в сущности, он был первым, говоря современным языков, актором публичной политики. Уделяя большое внимание впечатлению, производимому им на подданных, Петр Великий мыслил создаваемую им русскую журналистику прежде всего как инструмент информационного влияния. Поэтому для понимания истоков, базовых установок оценки действий Петра, функционировавших в общественном сознании XIX в., потребовалось обратиться к материалам петровских ведомостей.
Сформировав представление о периодизации динамики образа Петра Великого в журналистике XIX в. и выявив с помощью структурно-семантического анализа текстов публицистики каждого периода наиболее существенные черты этого образа, предстояло проанализировать их сопоставимость с репрезентациями Петра Великого в современной медиасфере.
Чтобы выяснить, насколько активно используется образ первого императора в дискурсе современных СМИ, и как именно он позиционируется в актуальной информационной повестке, методом качественного контент-анализа была проанализирована выборка из 860 публикаций печатных СМИ различных политических направлений и форм собственности (предпринято двойное слепое кодирование с контролем третьим кодировщиком), а также методами машинного анализа на базе подходов корпусной лингвистики изучена выборка из 200 постов социальных сетей и блогов ЯндексДзен.
На следующем исследовательском этапе предстояло сопоставить характеристики образа Петра Великого в общественно-политическом дискурсе XIX и XXI веков. Тогда перед исследователями встала следующая проблема: смысловое наполнение таких слов как «свобода», «государство», «собственность», «политика», «суверенитет» и т.д. в разные исторические эпохи было различным, одна и та же языковая единица, многократно изменяя свою семантическую структуру, прошла долгий путь и продолжает функционировать в современном нам языке. Если историк предпримет попытку интерпретации исторических феноменов, вооружившись современным пониманием тех языковых единиц, в которых исторический процесс был репрезентирован его участниками, он не сможет избежать ложных выводов, осовременивания и искажения смыслов социально-политических и культурных явлений прошлого. Прямое сопоставление дискурса XIX и XXI века представлялось методологически бесперспективным, поэтому мы обратились для выявления преемственности к методологии истории понятий.
Сопоставление элементов журнального дискурса XIX и XXI в. о Петре Великом представляется возможным только на основании выявления ключевых понятий, ассоциированных с данным историческим персонажем в разные эпохи и изучение их рецепции в различных временных пластах. Очевидно, что Петр Великий, очерченный В. Г. Белинским, и Петр интернет-мема, в котором император соседствует с ныне действующим президентом под слоганом «В России два типа политиков: те, кому душно, и те, кому дует» - не только не могут быть идентичны, но, на первый взгляд, и трудно сопоставимы. Но при контекстуальном осмыслении становится очевидно, что в обоих случаях исторический персонаж фигурирует в тесной смысловой связи с понятиями «модернизации» и «вестернизации», так что через осмысление эволюции этих понятий можно найти и точки адекватного сопоставления образов императора, бытующих в разные эпохи.
Были выделены три основных группы понятий, ассоциированных с Петром Великим в XIX в. и имеющих актуальное звучание в современной инфосфере.
Первая группа – понятия, затрагивающие Петровскую эпоху как точку начала «европейского пути России»: европеизация (вестернизация), цивилизация, модернизация. Вторая группа понятий связана с ключевой дихотомией русской политической философии: самобытность/всеобщность. Третья группа понятий связана с рождением и развитием бюрократии. Понятия бюрократического/полицейского/тоталитарного государства как символа русской национальной государственности в целом.
Представляет несомненную ценность исследование визуальной составляющей публицистического диалога о Петре Великом - «Визуальный образ Петра Великого в дореволюционной журналистике России». В данном разделе впервые рассматриваются влияние визуальной подачи образа Петра на массовое восприятие его личности, выявляется, как с помощью визуальных средств в читателях формировалось/поддерживалось положительное отношение к личности Петра и его свершением с точки зрения государственного подхода, в какие годы и благодаря чему стало возможно визуально отразить спорные моменты в петровском наследии, как взаимоотносились полемика по образу Пета и визуальная репрезентация его личности.
Участники проекта ставили перед собой задачу не только дать свою интерпретацию поставленной научной проблеме, но и внести свой вклад в формирование единого комплекса источников для дальнейшего изучения этой темы, создание удобного и оперативно пополняемого справочного аппарата для исследователей, обращающихся к вопросам трактовки образа Петра Великого, поэтому важнейшей частью монографии является «Указатель публикаций русской периодики XIX в., затрагивавших вопрос об исторической роли и образе Петра I» и "Указатель журнально-газетных иллюстраций XIX в., транслирующих визуальный образ Петра Великого".
Основные результаты работы отражены в черновом тексте монографии .
нализ журнальной полемики XIX в. с точки зрения реализуемых политических интенций авторов, дающих ту или иную трактовку образу Пера I, с учетом специфического влияния профессионального журналистского контекста на формирование исторической памяти о Петре I и в сопоставлении с современными формами бытования образа Петра I в медиасфере и политическом дискурсе представляется принципиально важным для комплексного осмысления образа Петра I в исторической памяти, литературе, искусстве и обусловливает новизну предпринятого исследования.
Прежде всего, на основе классической историко-сравнительной методологии была дана обоснованная периодизация трансформаций образа Петра Великого в прессе XIX в. Критериями периодизации выступили изменения общественно-политической обстановки в России и изменения профессионального журналистского контекста, как содержательного, так и социально-экономического, и технологического плана. Были выделены три основных группы понятий, ассоциированных с Петром Великим в XIX в. и имеющих актуальное звучание в современной инфосфере.
Первая группа – понятия, затрагивающие Петровскую эпоху как точку начала «европейского пути России»: европеизация (вестернизация), цивилизация, модернизация. Вторая группа понятий связана с ключевой дихотомией русской политической философии: самобытность/всеобщность. Третья группа понятий связана с рождением и развитием бюрократии. Понятия бюрократического/полицейского/тоталитарного государства как символа русской национальной государственности в целом.
Представляет несомненную ценность исследование визуальной составляющей публицистического диалога о Петре Великом - «Визуальный образ Петра Великого в дореволюционной журналистике России». В данном разделе впервые рассматриваются влияние визуальной подачи образа Петра на массовое восприятие его личности, выявляется, как с помощью визуальных средств в читателях формировалось/поддерживалось положительное отношение к личности Петра и его свершением с точки зрения государственного подхода, в какие годы и благодаря чему стало возможно визуально отразить спорные моменты в петровском наследии, как взаимоотносились полемика по образу Пета и визуальная репрезентация его личности.
Участники проекта ставили перед собой задачу не только дать свою интерпретацию поставленной научной проблеме, но и внести свой вклад в формирование единого комплекса источников для дальнейшего изучения этой темы, создание удобного и оперативно пополняемого справочного аппарата для исследователей, обращающихся к вопросам трактовки образа Петра Великого, поэтому важнейшей частью монографии является «Указатель публикаций русской периодики XIX в., затрагивавших вопрос об исторической роли и образе Петра I» и "Указатель журнально-газетных иллюстраций XIX в., транслирующих визуальный образ Петра Великого".
Кругликова О. С. 25%, Сонина Е. С. 20%, Марченко А. Н. 20 %, Бадалян Д. А. 13 %, Малышев А. А. 12%, Щербакова Г. И. 10 %
При такой постановке задачи исследования требуется междисциплинарный подход, который в данном проекте реализуется на всех уровнях – теоретическом, методологическом, организационном. В числе участников исследовательского коллектива лингвисты, историки, филологи, специалисты по истории и теории медиакоммуникаций. Содержательно исследование распадается на две части – выявление основных характеристик образа Петра Великого в прессе XIX в. и выявление наличия или отсутствия преемственности и влияния этого образа на отражение исторической памяти о Петре Великом в современной медиасфере.
Краткое название | Образ Петра |
---|
Акроним | RFBR_Peter_а_2020 - 2 |
---|
Статус | Завершено |
---|
Эффективные даты начала/конца | 30/03/21 → 28/12/21 |
---|