Проблема мира достаточно активно обсуждается в современной исследовательской литературе. Причем данная проблема становится предметом пристального внимания отнюдь не только представителей феноменологического лагеря философии. В последнее время к ней обращаются мыслители, ориентированные также и на аналитическую традицию, в частности, представители пост-витгенштейнианства. Так, на себя обращает внимание монография молодого немецкого философа Маркуса Габриеля "Почему нет мира" (Gabriel, M. Warum es die Welt nicht gibt? (2013)). Данный автор настаивает на том, что классическое понятие мира ведёт к противоречиям (в духе парадокса Рассела) и заключает о том, что есть всё (о чём можно сказать и подумать), кроме мира. Затруднения, обнаруживающиеся в классическом понятии мира, фиксируются также и феноменологической философией; однако Габриель сознательно игнорирует феноменологический подход к проблематике мира, в котором таковой трактуется как горизонт. Особое понятие мира формируется также в тех течениях современной философской мысли, которые ориентируются на прогресс в космологической науке. Здесь также мир уже не рассматривается как простая сумма вещей, подобно тому, как это было в классической философии и науке Нового времени. На смену такому представлению уже к началу XX столетия пришли представления о функциональности (неокантианство), становлении (Бергсон, Уайтхед), многоуровневости (Н. Гартман) как фундаментальных характеристиках мирового целого. Они были развиты в некоторых естественнонаучных концепциях, которые послужили стимулом для развития философских представлений о динамичности и многоуровневости мира (в целом, такие концепции метафизически можно возвести в упомянутых в п. 4.1 концепциям Лейбница). В этом контексте особое внимание обращает на себя оригинальная, хотя и спорная во многом концепция Хью Эверета, предложившего квантовую теорию параллельных миров и вытекающую из нее трактовку мирового целого как мультиверсума. Несмотря на довольно критическое отношение к теории Эверета, многие выдающиеся современные космологи являются сторонниками идеи мультивселенной.
Широкое обсуждение проблема мира получила и в феноменологической философии. В этом смысле достаточный материал, на который будет опираться настоящее исследование, уже накоплен. Вместе с тем, такое обсуждение, как правило, не является интегративным. Скорее, предлагаются отдельные перспективы рассмотрения проблемы мира и попытки ее решения. Кроме того, рассмотрение общей проблематики мира зачастую модифицируется в проработку проблемы специфических миров, связь которых с мировым целым остается недостаточно определенной. В данной связи, в частности, можно указать на фигуры К. Хельда в Германии или В.В. Бибихина в России.
Кроме того, в более поздней феноменологии по сравнению с классическими ее образцами подход к проблеме становится все более детализированным, в поле зрения мыслителей в большей степени попадают нюансы, тогда как сама целостность мира зачастую остается вне тематизации.
В целом, планируемое исследование будет опираться на следующие источники и комментаторскую литературу по теме: