Целью проекта является первое в современной историографии комплексное исследование кризиса высшей школы Российской империи в 1911 г. В ходе работы планируется на основе широкого комплекса источников не только воссоздать ход кризиса и его последствия в контексте взаимоотношений российского научного сообщества и власти, но и выявить основные факторы и причины, которые обусловили столкновение российской высшей школы с "министерством Кассо". Итогом проекта станет серия статей и текст коллективной монографии по теме исследования.
В центре исследования - последний крупный кризис высшей школы Российской империи в период Думской монархии. Основная задача проекта - комплексная реконструкция причин кризиса, его развития и последствий для российской высшей школы и российского общества. Кризис высшей школы 1911 г. тесно связан как с общим напряженным характером отношений власти и общества межреволюционного периода, так и с проблемой "автономии", за которую российская высшая школа вела борьбу с правительством и Министерством народного просвещения (МНП), по крайней мере, начиная с издания Университетского устава 1884 г. Таким образом, изучение кризиса высшей школы включает в себя два основных взаимосвязанных аспекта, касающихся логики отношений власти и общества и внутренней логики развития самой высшей школы, ее борьбой за автономию.