описание

Целесообразность проекта состоит в продвижении научного и методического опыта, накопленного в СПбГУ на кафедре истории русской литературы в сфере образования.
Имеющийся задел. Мною разработаны и прочитаны в 2016-2017 гг. следующие курсы: 1) "Русская литература XX в." как часть коллективного курса "Развитие русской литературы XI-XX вв." для студентов 2 курса магистратуры по специальности "русская литература", 2) "Современная русская литература" для магистров 1 курса по курсу "Филологические основы критики и редактирования", 3) "Серебряный век" как часть курса "История русской литературы второй половины XX в. (ч. 2)", 4) спецкурс "Группа ОБЭРИУ" для бакалавров 4 курса. Являюсь одним из авторов учебников: "Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы" (СПб.: Logos, 2002), "Современная русская литература конца XX - начала XXI века" (М.: Академия, 2011), учебного комплекса "Литература русского зарубежья (1920-1940). (СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2013). Мною написан ряд статей для энциклопедического словаря "Литературный Санкт-Петербург. XX век: энциклопедический словарь: в 3 т." (Санкт-Петербург, 2015). Являюсь автором-составителем комплексов "Лица петербургской поэзии: 1950-1990-е. Автобиографии. Авторское чтение" (СПб., 2011), "К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 1950-1990-е. Автобиографии. Авторское чтение" (СПб., 2015), в которых представлены материалы собранного мною Звукового архива современной поэзии.
Университет Турку осуществляет образовательную деятельность в области русской литературы, коллеги из этого университета, в лице проф., доктора наук Johanna Viimaranta, проявили интерес к предложенному мною лекционному курсу.

Данный проект носит лекционно-практическую направленность, он предназначен для студентов, обучающихся в Университете Турку по бакалаврской, магистерской и докторской программам "Russian Studies". Цель курса: дать студентам базовые знания о развитии русской литературы XX в. с профилирующим изучением истории развития литературы в 1950-1970-е гг. в социо-культурном аспекте.
Задачи проекта:
1. Очертить круг актуальных проблем изучения русской литературы XX в.;
2. Дать представление об историко-литературном и социо-культурном контексте развития.русской литературы в 1950-1970-ые гг;
3. Познакомить с некоторыми важными явлениями литературной жизни 1950-х-1970-х гг.: творчеством поэтов "Филологической школы" (М. Ерёмина, А. Кондратова), поэтов трансфуристов (Сергея Сигея, Ры Никоновой).
4. Дать представление об особенностях развития русской литературы и культуры в 1970-е годы.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению данного курса:
Общее знакомство с историей русской литературы XX века (в рамках требований образовательных программ Университета Турку); владение русским языком в достаточной степени для понимания лекционного курса на русском языке (слушания и чтения).

Продолжительность: 14 - 21 день.
Темы лекций:
1. Вопросы периодизации Русской литературы XX в. - 2 ч.
2. Поэты "Филологической школы" - 2ч./ 4 ч..
3. Творчество поэтов трансфуристов - 2 ч..
4. "Вторая культура": особенности развития русской литературы в 1970-е гг. - 2 ч. / 4 ч.
Итого: 8 - 12 акад. часов аудиторных занятий (в зависимости от общей продолжительности поездки).

Помимо аудиторных занятий, курс предполагает:
не менее 8 акад. ч. (в зависимости от базовых знаний и уровня владения русским языком) самостоятельной работы студента, которая включает в себя аналитическое чтение произведений, прозвучавших в лекционном курсе.

Общее количество часов: 16-20 ч.

Аттестация: текущий контроль знаний осуществляется в процессе лекционно-семинарских занятий в форме беседы, устных ответов студентов на контрольные вопросы преподавателя.

График (примерный): с 20 апреля по 4 мая 2018 г.
2 занятия в неделю.

Метод: лекционно-семинарский с аудио-визуальным сопровождением.

Методическое обеспечение: В курсе будут использованы авторские научные и учебные разработки, в том числе аудио-комплекс "Лица петербургской поэзии: 1950-1990-е. Автобиографии. Авторское чтение" (СПб., 2011), "К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 1950-1990-е. Автобиографии. Авторское чтение" (СПб., 2015), апробированный на кафедре Истории русской литературы СПбГУ.

В результате освоения курса обучающиеся получат знания по следующим вопросам:
1. Научные подходы к периодизации русской литературы XX в. Источники изучения русской литературы указанного периода, в том числе учебные пособия, подготовленные на кафедре Истории русской литературы СПбГУ.
2. Особенности развития русской поэзии в 1950-ые гг. Направления. Группа поэтов «Филологическая школа»: В.Уфлянд, М.Ерёмин, Л.Лосев, М.Красильников. Творчество А. Кондратова (роман "Там, за стеной", сборник стихов "Части речи"). Поэзия М. Ерёмина.
3. Творчество поэтов трасфуристов: журнал "Транспонанс"; сонорная поэзия.
4. Понятие «вторая культура». Журналы «37», «Часы». Домашние литературно-философские семинары. Кафе «Сайгон». Духовная поэзия. Неомифологизм. Творчество поэтов "второй культуры" О.Охапкина, Б.Кривулина, С.Стратановского, Е.Шварц, Б.Куприянова и др.

По результатам обменной программы мною будет предоставлен отчет о реализации намеченного проекта.

описание для неспециалистов

Лекция 1. Тема «Поэзия Михаила Ерёмина».

Лекция была посвящена выдающемуся современному русскому поэту Михаилу Ерёмину, представителю «Филологической школы» ленинградской поэзии, автору философской миниатюры. Были представлены особенности поэтики М. Ерёмина. Особое внимание уделялось языковым аспектам индивидуального стиля М. Ерёмина, языковому новаторству. Анализ сопровождался демонстрацией авторского чтения поэта.



Лекция 2. «Современная визуальная и сонорная поэзия: Александр Горнон».

Лекция была посвящена приемам расширения художественного языка в современной русской поэзии. Были рассмотрены истоки указанных направлений в поэзии русского футуризма. Особое внимание было уделено поэзии А. Горнона, его концепции «полифоносемантики». Лекция сопровождалась демонстрацией аудио-визуального материала.



Семинар. Анализ стихотворений М. Ерёмина.

Задачей семинара стало продолжение изучения поэзии М. Ерёмина на примере анализа отдельных стихотворений.

Мною были разработаны задания для семинара, составлена библиография, отобраны тексты для самостоятельного анализа студентами, с учетом уровня их подготовки и знания русского языка.



Слушатели лекций: преподаватели специализации Russian Studies, студенты и докторанты Университета Турку.

основные результаты по проекту в целом

Прочитаны 2 лекции и 1 семинар:
Лекция 1. Тема «Поэзия Михаила Ерёмина»
Лекция 2. «Современная визуальная и сонорная поэзия: Александр Горнон»
Семинар. Анализ стихотворений М. Ерёмина

Дополнительно:
1) Установлены контакты со специалистами отделения Russian Studies Лиисой Антталайнен (Liisa Anttalainen) и Тамарой Будановой.
2) Мною была передана в дар библиотеке Университета Турку подготовленная мною книга «К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 1950-1990-е. Автобиографии. Авторское чтение» (СПб., 2015), даны рекомендации по использованию этого материала в учебном процессе.
3) Состоялась встреча с проф. кафедры литературоведения Лиисой Стэнби (Liisa Steinby), в процессе которой мы познакомили друг друга с темами наших исследований и актуальными разработками кафедр литературоведения Университета Турку и кафедры Истории русской литературы.
4) Я посетила библиотеку Университета Турку, ознакомилась с составом отдела русской литературы.
АкронимExchange 2018
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца20/04/185/05/18

    Области исследований

  • русская литература;, лекции

ID: 35386432