Как и подобает настоящему ренессансу, русское поэтическое возрождение начала XX вв. было ознаменовано всплеском интереса к древности. Интенсивная разработка античных сюжетов, мотивов и топосов, в диапазоне от стилизации до тотального переосмысления, осознается как важнейшая особенность русской модернистской поэтики. Неудивительно, что в последние два десятилетия "античность серебряного века" регулярно становится темой международных конференций и концептуальных монографий.
В то же время отрезвляющий взгляд филолога-классика позволят различить в соответствующих исследовательских практиках уязвимые черты. Постулирование античных аллюзий нередко оказывается неубедительным, а их интерпретация – поверхностной или, наоборот, авантюрной. Авторы, недостаточно знакомые с историей русского школьного и университетского образования, исходят из предпосылки, что любой поэт "серебряного века" читал и знал в подлиннике едва ли не всех древних авторов; не учитывают посредничества новоевропейской литературы, как научной, так и художественной – а между тем русские поэты находились в постоянном диалоге с западной традицией; наконец, в своих оценках античности исходят из анахронистических представлений, почерпнутых из сегодняшнего дня и совершенно не характерных для начала XX в. – как если бы ответ на вопрос "Что знал о Катулле Мандельштам?" можно было отыскать в современных пособиях по римской литературе. Это обуславливает актуальность обзорной работы, которая очертила бы как достижения, так и характерные трудности, а то и неудачи изучения античной рецепции в русской словесности названной эпохи.