Философия истории – та область, в которой необозримое количество работ отражает не только растущий интерес к теме истории, но и существующее противоречие и кризис исследовательской ситуации. Причем, это положение дел характерно как для мировой, так и для отечественной научной сцены. Традиционная схема историзма, разработанная в рамках классической философии и метафизической традиции предполагала онтологический телеологизм. В XX веке в ходе кризиса классической онтологии, развития постмодернизма в культуре и науке на место историческому телеологизму пришел предельный релятивизм. Последний способствовал развитию с начала 1980-х гг. большого числа проектов, слабым местом которых стала онтология истории. Телеологизм и релятивизм выступили полюсами, противоречие которых не преодолено до сих пор. По этим причинам большинство исследований в этой области базируется на каком-то из методологических приоритетов
В отечественной науке последних тридцати лет ситуация осложняется тем, что классический историзм лежал в основании масштабной традиции исторического и диалектического материализма. С отказом от марксизма-ленинизма как идеологической основы философии распалась и традиция разработки историзма. В настоящий момент времени поэтому в России мы видим или работы по частным аспектам проблемы историзма в классической или современной философии истории, или обобщающие исследования (как и в западной науке), которые принимают за отправную точку какой-либо из методологических полюсов «телеологизм-релятивизм». Всякое исследование по философии истории воспринимается у нас в стране заведомо либо как устаревшее «истматовское», либо как онтологически неукорененное «постмодернистское». Эта ситуация не способствует осмыслению проблемы истории – фундаментальной проблемы не только философии, но и гуманитарных наук в целом.
Без преодоления описанной ситуации невозможно объективное исследование истории, ее онтологических оснований и одновременно исторического опыта человека. Разработка рассматриваемой проблемы имеет философскую, общегуманитарную актуальность: она важна для развития философии, онтологии истории, проработки оснований философии культуры и философской антропологии, для нахождения равновесия между философией и историей философии. Синтез двух картин историзма в пространстве гуманитарных наук важен для налаживания междисциплинарного диалога и может стать основанием для преодоления частных методологических проблем в конкретных дисциплинарных областях.
Основной идеей проекта является идея о том, что обращение к принципу историзма и проблематизация противоречия «телеологизм-релятивизм» будет способствовать онтологически обоснованной и одновременно обращающейся к современности (и посмодерной реальности) разработке проблемы историцистских оснований гуманитарных наук. Историзм рассматривается как основание философии, истории, филологии и проч. наук, как поле, в котором могут быть обсуждены их методологические основания.
Результаты проекта могу быть использованы в работах по философии истории, философии культуры, философской антропологии, философии науки, онтологии, в также по методологии истории, филологии и других гуманитарных наук. Проект разрабатывает новую перспективу методологических исследований истории и историзма, которая индуцирует появление дальнейших исследований и диалог между исследователями классической и постмодернистской традиции философии истории. Он закладывает методологический фундамент для диалога гуманитарных наук и преподавания ряда гуманитарных дисциплин; делает возможной объективную разработку проблемы истории – важной проблемы не только науки, но и современного общества.