описание

Проект направлен на исследование инфосферы (совокупности институций и информационных ресурсов различного происхождения, а также каналов научных коммуникаций, включая вербальную коммуникацию, обеспечивающих ее рост и развитие) православных духовных учебных заведений Российской империи XIX – начала XX вв., и предполагает комплексное исследование круга чтения преподавателей и учащихся на основе изучения состава книжных собраний семинарий и Духовных академий, личных книжных собраний преподавателей, и периодических изданий, выпускаемых в духовных учебных заведениях. Также ценным источником сведений об инфосфере духовных учебных заведений являются конспекты и планы лекций, журналы заседаний советов и конференций духовных академий, а также переписка и мемуарная литература. Ввиду того, что проект ограничен временными рамками и числом участников, решено остановиться на нескольких аспектах исследования инфосферы, которые исследователям представляются наиболее существенными: восприятие западного (католического и протестантского) богословия и философии, отношение к современной (XIX – нач. XX вв.) русской литературе и философии, а также информация об исследованиях по психологии религии.
Конкретная задача (задачи) в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб и комплексность
Проект направлен на комплексное исследование инфосферы православных духовных учебных заведений Российской империи XIX - XX аа.. Он предполагает микроисторическое исследование интеллектуальной атмосферы, которая формировалась в учебных заведениях благодаря тем научным и богословским сочинениям, которые хранились в библиотеках, публиковались в периодических изданиях, число которых значительно возросло во второй половине XIXстолетия, и они также поступали в библиотеки, а также благодаря информации, полученной от преподавателей на лекциях или во время личного общения (этим объясняется включение в число источников не только описаний библиотечных фондов учебных заведений, но и периодических изданий, а также мемуарной и исследовательской литературы, и архивных документов).
Работа над проектом будет осуществляться в трех направлениях:
В рамках первого направления будет вестись выявление и исследование описаний библиотечных фондов семинарий и духовных академий Российской империи, а также библиотек преподавателей этих учебных заведений. .В связи с эпидемической ситуацией, которая влияет на планы исследователей (по этой причине мы не решились планировать командировки), основная работа будет проходить в библиотеках и архивах Санкт-Петербурга, также будут использованы онлайн ресурсы библиотек (в первую очередь РГБ, которая отсканировала и выложила в свободный доступ большой корпус документов, касающихся библиотек семинарий и Московской Духовной академии). В рамках исследования предполагается провести изыскания о отделе рукописей РНБ, в Центральном городском архиве Санкт-Петербурга, а также в Российском государственном историческом архиве. Результатом работы по данному направлению будет:1) написание аннотированной библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи, размещенной в сети интернет, и являющейся источником открытого доступа.
2) введение в научный оборот новых архивных источников по истории библиотек духовных школ и частных коллекций духовных лиц Российской империи.
Второе направление, это анализ периодических изданий духовных учебных заведений Российской империи с целью поиска материала для написания статей по вышеупомянутым четырем тематическим блокам.
Четвертое направление будет направлено на выявление и анализ дневников и воспоминаний преподавателей и учащихся духовных учебных заведений.
Пятое направление предполагает использование всех тех материалов, которые были получены в результате работы по предыдущим четырем направлениям. Информация о книгах, а также персоналиях, упоминаемых в этих работах, будет проанализирована и использована при написании статей по четырем большим тематическим блокам: западное (католическое и протестантское) богословие; современная западная философии; современная (XIX – нач. XX вв.) русская литература и философия; психология религии в духовных учебных заведениях (большой блок, посвященный истории изучения религии в рамках духовно-академических школ, был сознательно исключен из этого проекта в связи с тем, что исследования по данной теме проводились Т.В. Чумаковой по гранту РНФ (рук. М.М. Шахнович) и гранту РФФИ (рук. М.С. Стецкевич), и могла возникнуть недопустимая для проекта РНФ ситуация для пересечения и даже совпадения сюжетов).

Научная новизна исследований, обоснование того, что проект направлен на развитие новой для научного коллектива тематики******, обоснование достижимости решения поставленной задачи (задач) и возможности получения предполагаемых результатов
******В том числе, на определение объекта и предмета исследования, составление плана исследования, выбор методов исследования.
Научная новизна поставленной задачи. состоит в том, что это первое комплексное историко-научное и религиоведческое исследование круга чтения и научной коммуникации в пространстве православных духовных учебных заведений Российской империи.
Объектом исследования будет инфосфера духовных учебных заведений Российской империи (совокупность институций и информационных ресурсов различного происхождения, а также каналов научных коммуникаций (включая вербальную коммуникацию), обеспечивающих ее рост и развитие). Предметом исследования будут книжные собрания духовных учебных заведений, конспекты лекций и публикации в периодических изданиях, издаваемых этими учебными заведениями, а также мемуарная и дневниковая литература с целью выяснения информированности преподавателей и учащихся о современной интеллектуальной жизни России и Запада. Поэтому были выбраны для анализа такие исследовательские кластеры как философия, богословие, литература, и такое новое для XIX столетия направление, как психология религии. Несмотря на то, что члены коллектива использовали в своей научной работы такие источники как каталоги библиотек/списки поступлений в библиотеки (Чумакова использовала подобные источники при анализе феноменов культурной жизни России XVII в., а также при написании (совм. С Е.А. Овчинниковой) главы коллективной монографии о преподавании философии в Санкт-Петербургском университете в XIX в., но анализом книжных собраний духовных учебных заведений никогда не занималась. Также Чумакова писала статьи, в которых анализировалась периодическая литература, выходившая в Российской империи, но эти статьи опять таки затрагивали другие темы (деятельность Православного Палестинского общества, а также Англиканская церковь и Оксфордское движение в русской периодической литературе). Для остальных членов научного коллектива эта тема также является совершенно новой. А.О. Блинкова является специалистом по религиозному образованию, однако хронологические рамки ее исследований связаны с современностью. О.К. Михельсон имеет опыт работы по разным направлениям от теоретического религиоведения и психологии религии, до историографических и библиографических исследований, но тема исследований для нее является новой. Д.Л. Пызиков занимался до этого момента работой, связанной с советским периодом историко-религиоведческих исследований. Однако, профессиональный уровень и трудолюбие всех участников проекта являются гарантией его реализации. Среди методологических подходов, которые собираются использовать участники научного коллектива приоритетными являются междисциплинарный подход, методологические подходы, используемые в микроисторических исследованиях и методология интеллектуальной истории, «локальной истории», а также текстологический анализ (при изучении дневниковых и мемуарных записей, а также публикаций в периодических изданиях).
Именно с новизной исследования связана необходимость выработки методологии и тщательного библиографического исследования источников и исследований, которые так или иначе связаны с этой темой. Поэтому план предполагает сперва выявление и исследование источников в архивах и библиотеках, составление библиографии (частично эта работа была выполнена сейчас, при составлении данной заявки), и на основе полученных данных начнется работа над написанием статей. Работа по выявлению и обработке источников будет продолжаться весь срок работы над проектом, но наибольший акцент будет сделан в первом квартале 2022 года. Во втором квартале на основе анализа изученных материалов члены коллектива должны будут написать и представить минимум две готовых к публикации статьи. В третьем квартале 2022 года участниками проекта будет проведен круглый стол с участием учащихся отделения религиоведения СПбГУ по теме проекта, кроме того, участники проекта будут должны подготовить две статьи по теме проекта. В третьем квартале 2022 г. должен быть полностью подготовлена библиография с тем, чтобы на второй год перейти к написанию аннотаций. В четвертом квартале должна быть сдана одна статья. В 2022 г. каждый участник должен принять участие минимум в двух научных конференциях по теме проекта. В 2023 г. работа будет продолжена: к концу первого квартала должны быть сданы две статьи, к концу второго квартала две статьи. В третьем квартале будет проведена конференция под рабочим названием «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи». В четвертом квартале должен быть сдан план проспект план выставки «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи». для Государственного музея истории религии» и полностью готовая аннотированная библиография размещена в сети интернет. В 2023 г. каждый участник научной группы должен принять участие минимум в двух конференциях.

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке и научные конкуренты
Как уже было отмечено выше, работы, посвященные исследованию инфосферы , т.е. совокупности институций и информационных ресурсов различного происхождения, а также каналов научных коммуникаций, включая вербальную коммуникацию, обеспечивающих ее рост и развитие православных духовных учебных заведений Российской империи, отсутствуют, но поскольку проект комплексный и междисциплинарный, и распадается на несколько проблемных полей: изучение духовного образования в целом (его основные цели согласно уставам и проч.), изучение библиотек и библиотек духовных учебных заведений, изучение периодических изданий, исследование круга чтения в рамках истории чтения, изучение влияния на российскую духовную школу философии и литературы, психология религии в России XIX – XX вв., изучение социокультурного облика российского духовенства XIX – нач. XX вв.
До конца XX столетия в поисках информации о семинарий и духовных академиях России, мы чаще всего обращались к фундаментальным дореволюционным трудам Богословского М. Р, Глубоковского Н. Н. , Голубева С. Т. , Дьяконова К., Знаменского П. В., Макария (Булгакова), Смирнова С. К. , Титлинова Б. В. , Титова Ф., Чистовича И. и др..Но в последнюю четверть века произошел огромный скачок в исследовании духовного образования в Российской империи. Литературы по этой теме выходит достаточно много, это и микроисторические исследования, посвященные изучению истории конкретных семинарий или духовных академий, и исследование системы образования в целом. Во первых, необходимо упомянуть работы Н.Ю. Суховой, которая является крупнейшим специалистом по данной теме, а во-вторых авторов тех работ, в которых рассматривается семинарская/академическая жизнь рассматривается комплексно, с учетом социо-культурного контекста. Здесь можно упомянуть работы Тарасовой В.А. «Высшая духовная школа России в конце XIX - начале XX века : история императорских православных духовных академий»( М.,, 2005), Мраморнова А. И. «Духовная семинария в России начала ХХ века: кризис и возможности его преодоления (На саратовских материалах) (Саратов: Научная книга, 2007. 433 с.), Серафима (Амельченкова) «Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария : исторический очерк, 1728-2008» ( Смоленск, 2010.) и др.
Проблеме исследования библиотек православных духовных заведений в России и библиотекам священников посвящены работы А.В. Мангилевой («Книжная культура провинциального духовенства второй половины XIX – начала ХХ в.: история библиотеки протоиерея Е. А. Попова»), которая также является автором фундаментального исследования «Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX - начале XX в.» (Екатеринбург, 2015), А.К. Кузоро, Н.В. Елизаровой, Т.Г. Леонтьевой, Поповой О.Д. С.П. Фунтиковой, В. Малышева, Н.А. Мурашовой и др. Однако, стоит отметить, что в наиболее часто встречающихся работах идет речь о библиотеках Сибири и Дальнего Востока. Более того, как правило, исследованием библиотек духовных школ занимаются специалисты библиотечного дела, и эти работы очень ценны благодаря наличию конкретного материала, который можно использовать в данном исследовании. В рамках такого направления как «история чтения» изучается круг чтения, эта тема традиционно привлекает внимание филологов, изучающих творчество русских писателей либо благодаря сохранившимся библиотекам, либо реконструируя этот круг чтения на основании текстологического анализа произведений. В последние годы появились работы, посвященные этой теме, и здесь в первую очередь надо вновь упомянуть А.В. Мангилеву и ее статью «Круг чтения учащихся духовных школ в первой половине XIX в.», а также работы А.Л. Беглова и его работу «Один день православного семинариста: повседневная жизнь российских семинарий во второй половине XIX – начале XX вв. по воспоминаниям современников», статью Е. Кустовой «Герцен в киоте» и др.
В последние годы русская периодическая печать Российской империи как источник знаний по истории науки и общественной мысли стала привлекать значительное внимание исследователей. Стали защищаться диссертации, выходить статьи и монографии, посвященные церковной периодической печати. И тут можно выделить публикации К.Е. Нетужилова и его монографию «Церковная периодическая печать в России XIX столетия» (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 268 с.),
Изучение влияния на российскую духовную школу философии и литературы достаточно давно является предметом интереса исследователей, и поэтому мы не будем рассматривать всю литературу XIX – XX вв., а коснемся только современных исследований. За последние полтора десятилетия появилось некоторое число очень качественных работ, посвященных влиянию западной богословской традиции на русское богословие. Это работы М. Корзо, Ю. Шустовой, которые в основном ограничиваются изучением источников XVII – XVIII вв. и др. Нельзя не упомянуть две работы западных исследователей, которые достаточно важны для нас. Это работы Людмилы Шариповой, и в особенности ее монография «Latin books and the Eastern Orthodox clerical elite in Kiev, 1632-1780» (Manchester University Press, 2006) и Андрея Иванова «The Impact of Reformation and Enlightenment in Orthodox Russia, 1700–1825» , которые очень важны для нас в методологическом плане. А также статьи и монографии П. Хондзинского, в том числе его работа, посвященная митрополиту Филарету. И конечно же работы Н.К. Гаврюшина. Темы, связанные с темой данного проекта в этих работах затрагиваются фрагментарно.
История психологии религии в России стала темой проекта, поддержанного РГНФ под руководством К.М. Антонова «Психология религии в России: XIX – нач. XXI века». Несмотря на качественную работу, проделанную коллективом под его руководством, остаются некоторые лакуны, которые предполагается исследовать в данном проекте.
Социокультурный облик духовенства стал привлекать исследователей уже XIX столетия, но одной из центральных тем историографии истории русской православной церкви он стал только в конце XX в. благодаря микроисторическому подходу. И здесь помимо уже упомянутой работы Мангилевой необходимо вспомнить работы Г. Фриза, которые оказали большое влияние на микроисторические исследования жизни духовенства Российской империи, хочется упомянуть работу Лоры Манчестер «Поповичи в миру», а также работы Т. Г. Леонтьевой «Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX в. »(М., 2002), Конюченко А. И. «Православное духовенство России во второй половине XIX начале XX века» (Челябинск, 2006); Скутнева А. В. «Православное духовенство на закате империи» (Киров, 2012). При всей значимости этих работ, их авторы не являются конкурентами в данном исследовании. Но без сомнения все эти работы будут использоваться как в качестве источника фактического материала, так и в качестве методологического образца.

Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты (объемом не менее 2 стр.; в том числе указываются ожидаемые конкретные результаты по годам; общий план дается с разбивкой по годам)
Методологические аспекты исследования данной проблемы представляются наиболее существенными, и их разработка, применительно к данной проблеме, является одной из ключевых тем проекта. Основными методическими подходами будут подходы, разработанные в рамках такого направления научных исследований, как «интеллектуальная история», большой теоретический вклад в популяризацию этого метода в российской науке принадлежит Л.П. Репиной. Метод интеллектуальной истории будет использоваться в сочетании с методами социокультурного контекстуального анализа и историографического описания. Акцент также будет сделан на методы микроисторического исследования, и изучения «локальных историй». В качестве примера можно привести работу Г. Фриза «Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике». Скрупулезный анализ источников, в том числе текстологический анализ является необходимой составной частью работы по данному проекту
Ожидаемые результаты в целом:
1) создание аннотированной библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи, размещенной в сети интернет, и являющейся источником открытого доступа;
2) публикация серии из 9 статей на русском и английском языках, посвященных изучению инфосферы духовных учебных заведений, из них не менее 5 статей будут опубликованы в журналах, индексируемых в Web of Science/Scopus в 2022 – 2023, и не менее двух статей в журналах, рецензируемых в РИНЦ, а также не менее 2 статей будут подготовлены к печати в последний год проекта и выйдут из печати в журналах, индексируемых в Web of Science/Scopus уже после его завершения;
3) введение в научный оборот новых архивных источников по истории библиотек духовных школ и частных коллекций духовных лиц Российской империи;
4) с целью апробации проекта и привлечения широкой научной аудитории к тематике проекта предполагается выступление всех участников с докладами на российских и международных научных конференциях, а также проведение двух круглых столов и одной конференции под рабочим названием «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи»;
5) c целью популяризации знаний об инфосфере духовных учебных заведений планируется подготовить экспозиционный проект выставки «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи» для Государственного музея истории религии.
Общий план работы и ожидаемые результаты по годам:
2022 год
Работа по выявлению и обработке источников будет продолжаться весь срок работы над проектом, но наибольший акцент будет сделан в первом квартале 2022 года. Во втором квартале на основе анализа изученных материалов члены коллектива должны будут написать и представить минимум две готовых к публикации статьи. В третьем квартале 2022 года участниками проекта будет проведен круглый стол с участием учащихся отделения религиоведения СПбГУ по теме проекта, кроме того, участники проекта будут должны подготовить две статьи по теме проекта. В третьем квартале 2022 г. должен быть полностью подготовлена библиография с тем, чтобы на второй год перейти к написанию аннотаций. В четвертом квартале должна быть сдана одна статья.
Таким образом, в 2022 году научный коллектив должен сдать 5 статей на русском и английском языках
Проведение круглого стола по теме проекта
Апробация работы в виде докладов на конференциях (8 докладов)
Подготовить библиографию работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи
2023
В 2023 г. работа будет продолжена: к концу первого квартала должны быть сданы две статьи, к концу второго квартала две статьи. В третьем квартале будет проведена конференция под рабочим названием «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи». В четвертом квартале должен быть сдан план проспект план выставки «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи». для Государственного музея истории религии» и полностью готовая аннотированная библиография размещена в сети интернет. В 2023 г. каждый участник научной группы должен принять участие минимум в двух конференциях.
Апробация работы в виде докладов на конференциях (8 докладов)
в 2032 году научный коллектив должен сдать 4 статьи на русском и английском языках
Подготовить аннотированную библиографию работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи
Проведение конференции по теме проекта

Имеющийся у научного коллектива научный задел по проекту, наличие опыта совместной реализации проектов (указываются полученные ранее результаты, разработанные программы и методы)
У членов коллектива имеется существенный научный задел, необходимый для реализации данного проекта, а также опыт совместной реализации проектов. Чумакова Т.В. имеет опыт работы над проектами по изучению книжных собраний, поскольку была руководителем проекта РГНФ (2014-2016) "Библиотека Императорского Православного Палестинского общества» в составе книжного собрания научной библиотеки Государственного музея истории религии" , писала статьи по данной теме, в основе которых лежала концепция библиотеки ИППО как энциклопедического тезауруса «Палестины», организовывала конференции, и участвовала в конференциях, в частности, в «Румянцевских чтениях», ежегодной конференции, посвященной комплексному исследованию библиосферы. Также она последние 20 лет занималась изучением научной деятельности священников XIX в., одним из результатов стала публикация статьи о православных священниках исследователях религий народов России в журнале «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». Чумакова Т.В. и Пызиков Д.Д. вместе работали над реализацией проекта РНФ «Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история России XIX- первой половины XX вв.» (рук. М.М. Шахнович), Пызиков применил в этом проекте знания и навыки работы с архивными материалами и библиографической работы, полученные им в процессе написания магистерской диссертации под руководством Т.В. Чумаковой. О.К. Михельсон также участвовала в проекте под руководством М.М. Шахнович, работая над написанием разделов монографий и статей. Задачей проекта было создание целостной картины развития науки о религии в России в XIX – первой половины ХХ века (для того, чтобы между этими проектами не было пересечений, мы убрали из проекта по инфосфере проблематику, связанную с изучением истории религии в духовных учебных заведениях). Также Т.В. Чумакова и О.К. Михельсон принимали участие в работах по проекту РФФИ (2018 - 2020) «От эрастианизма к трактарианизму: Церковь Англии в конце XVIII- первой половине XIX в.» (Чумакова в качестве исполнителя, Михельсон была соавтором статьи, выполненной по проекту). О.К. Михельсон была руководителем грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-1645.2010.6) "Мифология и религия в современной массовой культуре. Секуляризация и мифологическое сознание", а также участвовала в других проектах в качестве исполнителя. В работе над этими и другими проектами участниками данного проекта были тщательно отработаны подходы, используемые в истории понятий, интеллектуальной истории, в истории идей, и, кроме того, применялся текстологический анализ, и другие методологические подходы, такие, как концепция «особого пути», которая в последнее время привлекла внимание российских исследователей ("Особый путь": от идеологии к методу. М.: Новое литературное обозрение, 2018), а также концепция «культурного трансфера», и значимости личности-посредника в культурном трансфере. А.О. Блинкова в 2015/2016 гг. в процессе прохождения стажировки в рамках гранта ERANET в университете Радбауд (Нидерланды) на кафедре эмпирических исследований факультета религиоведения и теологии разработала вопросник, который может быть применен к любому учебнику в области преподавания о религии для его анализа с точки зрения идеологии, философии и ценностей, которые он преследует. Знания и навыки, приобретенные во время стажировки, были использованы при написании кандидатской диссертации по философия религии и религиоведение на тему «Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ». После защиты А.О. Блинкова продолжила изучение образовательных систем России и стран Европейского Союза, включающий анализ учебных и методических пособий, политики в области образования, подходов к нравственному и ценностному образованию, результатом чего стали две статьи, опубликованные в журнале «British Journal of Religious Education» (Q1). Навыки и знания, имеющиеся у Блинковой как нельзя лучше могут быть применены к изучению инфосферы православных духовных учебных заведений Российской империи. Приведенные данные свидетельствуют о том, что у научного коллектива имеется серьезный научный задел по проекту, а также есть опыт совместной реализации проектов
1. Овчинникова Е.А., Барташевич Т.Ю., Чумакова Т.В. Формирование академического языка русской этической мысли в российских университетах в конце XVIII – начале XIX вв.// Былые годы. Российский исторический журнал. 2000. Т. 58. Вып. 4. С. 2377 – 2384. DOI: 10.13187/bg.2020.4.2377 EID: 2-s2.0-85099474421 Q1
2. Чумакова Т.В., Моравчикова М. Изучение в России проблемы церковной автокефалии в социально-политическом контексте XIX – нач. XX //Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. № 3. 2020. DOI: 10.21638/SPBU17.2020.314 EID: 2-s2.0-85099100383 Q1 (Religious Studies)
3. Чумакова Т. В., Пызиков Д. Д. Библия в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Выпуск 1 (Электронный научно-образовательный журнал «История». ) [Электронный ресурс]. DOI: 10.18254/S207987840007423 EID: 2-s2.0-85091164730
4. Chumakova, T.V., Stetckevich, M.S., Stetckevich, E.S. Церковь Англии в российской периодической печати (вторая половина XIX –начало XX вв.)]// Былые годы. 54 (4), pp. 1639-1646. DOI: 10.13187/bg.2019.4.1639 WOS:000501567300024 EID: 2-s2.0-85076457373 Q1
5. Стецкевич М.С., Чумакова Т.В., Фролов С. The Oxford movement studies:main historiographical problems and trends//Вестник СПбГУ Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 4. С. 662-673. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-1-12-32 https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-12-32 EID: 2-s2.0-85046969874
WOSUID: WOS:000514842300011 Q1 Rel.Studies
6.Чумакова Т.В. Православные священники - исследователи религии народов России ( XIX - начало XX в.)// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 1. С. 12-32. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-1-12-32 WOSUID: WOS:000435131900002 Q1
7. Chumakova T.V. Vladimir N.Beneshevich on the church and revolution// Вестник Санкт-Петербургского Университета: Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 4. С. 414 - 424 Web of Science DOI: 10.21638/11701/spbu17.2017.403 https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.403 WOSUID: WOS:000424425000003 Q1 (Religious Studies)
8. Шахнович М.М., Чумакова Т.В., Терюкова Е.А. Философская литература в собрании библиотеки Императорского православного палестинского общества. К 135-летию основания общества // ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, 2017. — № 4. — С. 211 - 214 WOS:000402942500020
9. Чумакова Т.В., Шахнович М.М., Терюкова Е.А. История книжного собрания Императорского Православного Палестинского общества в 1917 – 1954 // ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ, 2017. — T. 59, — № 2. — С. 307 - 331. Web of Science WOS: :000410007000019. Scopus EID: 2-s2.0-85024363869
10. Шахнович М.М. Чумакова Т.В. Из истории религиоведения в России: Изучение истории христианства (во второй половине XIX – начале ХХ в.)// Былые годы. 2017. Vol. 46, Is. 4, pp. 1345-1356, 2017. DOI: 10.13187/bg.2017.4.1345 EID: 2-s2.0-85040934963 Q1
Гранты: 1. грант РГНФ (2014-2016) "Библиотека Императорского Православного Палестинского общества» в составе книжного собрания научной библиотеки Государственного музея истории религии" (руководитель Т.В. Чумакова)
3. РНФ 16-18-10083 2016-2018 Изучение религии в социокультурном контексте эпохи: история религиоведения и интеллектуальная история России XIX- первой половины XX вв. (исполнитель Т.В. Чумакова)
План работы на первый год выполнения проекта
1 квартал 2022 года
Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. В связи с эпидемией командировки пока не планируются. Подготовка статей и выступлений на конференциях. Начало работы над аннотированным библиографическим указателем.
2 квартал 2022 года
Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. В связи с эпидемией командировки пока не планируются. Подготовка статей и выступлений на конференциях. Продолжение работы над аннотированным библиографическим указателем.
Подготовка и сдача в печать двух статей по теме проекта
3 квартал 2022 года
Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. В связи с эпидемией командировки пока не планируются. Подготовка статей и выступлений на конференциях. Продолжение работы над аннотированным библиографическим указателем.
Подготовка и сдача в печать двух статей по теме проекта
Проведение круглого стола «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи» (возможен дистанционный формат с последующим размещением материалов в сети интернет)
Апробация работы в виде докладов на конференциях

4 квартал 2022 года
Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. В связи с эпидемией командировки пока не планируются. Подготовка статей и выступлений на конференциях. Продолжение работы над аннотированным библиографическим указателем.
Подготовка и сдача в печать одной статьи по теме проекта
Апробация работы в виде докладов на конференциях
Окончание работы по подготовке библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи

Планируемое на первый год содержание работы каждого исполнителя проекта (включая руководителя проекта)
Чумакова Т.В. Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. Написание статей «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи» (в соавторстве с А.О. Блинковой) и «Западная философия XIX в. в периодических изданиях духовных академий Российской империи» (в соавторстве с Д.Д. Пызиковым), «Русская литература XIXв. в инфосфере российских духовных академий XIX – нач. XX вв.» (совместно с О.К. Михельсон). Организация круглого стола по теме проекта, выступление с докладом на нем. Выступление на двух конференциях, в том числе на конференции ИВИД РГГУ с докладом об источниках изучения инфосферы духовных учебных заведений
Михельсон О.К. Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. Написание статей «Психология религии в инфосфере российских духовных академий XIX – нач. XX вв.» и «Русская литература XIXв. в инфосфере российских духовных академий XIX – нач. XX вв.» (совместно с Т.В. Чумаковой). Организация круглого стола по теме проекта, выступление с докладом на нем. Выступление на двух конференциях
Блинкова А.О. Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. Написание статей «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи» (в соавторстве с Т.В. Чумаковой), «Библиотеки православных духовных учебных заведений Российской империи» (совместно с Д.Д. Пызиковым). Работа по подготовке библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи
Организация круглого стола по теме проекта, выступление с докладом на нем. Выступление на двух конференциях
Пызиков Д.Д. Сбор материалов в архивах (Рукописный отдел РНБ и РГБ, ЦГА и ЦГИА СПб, ГМИР) и библиотеках (РНБ, БРАН, библиотека СПбДА, РГБ, ГМИР), в том числе с использованием удаленного доступа. Работа по подготовке библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи. Написание статей «Западная философия XIX в. в периодических изданиях духовных академий Российской империи» (в соавторстве с Т.В. Чумаковой) и «Библиотеки православных духовных учебных заведений Российской империи» (совместно с А.О. Блинковой)
Работа по подготовке библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи
Организация круглого стола по теме проекта, выступление с докладом на нем. Выступление на двух конференциях

Ожидаемые в конце первого года конкретные научные результаты (форма изложения должна дать возможность провести экспертизу результатов и оценить степень выполнения заявленного в проекте плана работы)
Подготовка и сдача в печать пяти статей по теме проекта (четыре статьи будут сданы в издания, входящие в базы WoS , Scopus, одна статья РИНЦ): «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи», «Западная философия XIX в. в периодических изданиях духовных академий Российской империи», «Русская литература XIXв. в инфосфере российских духовных академий XIX – нач. XX вв.», «Психология религии в инфосфере российских духовных академий XIX – нач. XX вв.», «Библиотеки православных духовных учебных заведений Российской империи» (названия могут быть скорректированы в связи с возможными требованиями редакторов периодических изданий)
Проведение круглого стола «Инфосфера духовных учебных заведений Российской империи» (возможен дистанционный формат с последующим размещением материалов в сети интернет)
Апробация работы в виде докладов на конференциях (8 докладов)
Составление библиографии работ XIX – XX вв., посвященных книжным собраниям православных духовных учебных заведений Российской империи


Краткое названиеИнфосфера духовных учебных заведения Российской империи XIX - нач. XX вв.
АкронимRSF_SRG_2022 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/01/2331/12/23

    Области исследований

  • инфосфера, интеллектуальная история, религиозное образование, русская культура, Российская империя, религиоведение, психология религии, религиозная философия, теология, наука в России

ID: 102030574