Английская мистическая традиция позднего Средневековья, представленная авторами благочестивых наставлений в духовной жизни (goostly leuyng) - Р. Роллом (ум. 1349), анонимным автором появившегося предположительно в 1375 г. трактата «Облако незнания», У. Хилтоном (ум. 1396) и Ю. Нориджской (ум. 1413), традиционно находится в тени немецкого спекулятивного мистицизма. Переоценка вторичности этой традиции по отношению к континентальным образцам в самой Великобритании была осуществлена только в 70 гг. прошлого века (D. Knowles, 1961; A. Hudges, 1962; В. D. Brian, 1962; Ph. Hogdson, 1967) и сделалась авторитетным направлением комплексных гуманитарных исследований. Признание оригинальности английской мистики (B. McGinn, 1992; W., Johnston, 2000), гетерогенности ее истоков (B. McGinn, 2012) и важности ее роли в формировании языка и стиля средневековой английской литературы ( L. Scanlon, 1994, D. Renevey, 2001) позволило охарактеризовать ее как преимущественно аффективную, визионерскую, созерцательную (N. Watson, 2015), но в тоже время сохраняющую апофатический потенциал учения о скрытой Божественности образца Дионисия Ареопагита (A.J. Minnis, 1984; D.Turner, 1995) и «дерзкую самобытность богословия» (E.R. Obbard, 2008; V.M. Rolf, 2018). В российской гуманитаристике к английской мистической традиции обращаются достаточно редко, преимущественно в контексте лингвистических и литературоведческих (Ю.Я. Коваль-Темиковский, 2005; А. В. Топорова, 2006, М.И Никола, 2017), гендерно-исторических (Ю.Ю Дресвина, 2010), реже, религиоведческих (Т.В. Малевич, 2014) исследований. Целостное представление об английской средневековой мистике в отечественной истории средневековой философии также не сложилось. Именно эту лакуну предполагает заполнить данная обзорная статья.