описание

7.3.7.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект.
Ключевая проблематика проекта связана с изучением роли университета как социального института в формировании национальной и региональной идентичности и культуры и корпоративной памяти как фактора этого процесса.


7.3.7.2. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы.
Научная значимость и актуальность решения обозначенной проблемы определяется как академическим, так и социальным контекстом. В научном отношении проект носит междисциплинарный характер и находится на стыке нескольких интенсивно развивающихся полей исследований - memory studies, urban history, university studies, oral history, digital studies и его результаты могут дать важный импульс развитию этих научных направлений.
Ключевые исследовательские вопросы проекта связаны формированием пространства корпоративной памяти в разные эпохи истории Санкт-Петербургского университета. В их числе: как формировались устойчивые представления о университетской истории? как формировался пантеон деятелей университетской науки? как формировался календарь университетских коммемораций?
Как влияли установки государственной политики памяти и другие акторы на университетскую коммеморативную культуру? как формировалась и формируется память "научной школы"? какова роль различных университетских акторов (администрация, студенчество. профессура) в формировании университетских традиций? как происходит процесс глорификации/сакрализации событий и фигур корпоративной истории? Как корпорация справляется с травмирующими воспоминаниями, в частности, связанными с трагическими событиями (социальными катаклизмами, войнами, репрессиями)? как происходит формирование и эволюция ценностей университетского сообщества? и многие другие.
Социальная значимость проекта обусловлена важностью его просветительского аспекта. С одной стороны, проект направлен на сохранение исторической памяти о деятелях университетской науки и событиях университетской истории, с другой стороны, планируемые к созданию в рамках проекта биографические базы данных об университетских ученых имеют важное значение для формирования научной и культурной идентичности современных универсантов.

7.3.7.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб.
Для достижения цели НИР предполагается решение нескольких масштабных задач:
1) систематизация источников формирования корпоративной памяти, включая эго-документы, историографические источники, "места памяти", университетские коммеморации.
2) выявление круга наиболее важных объектов корпоративной памяти;
3) исследование механизмов формирования корпоративной памяти через схоларную проблематику, картографирования и исследование механизмов функционирования научных школ;
4) исследование социального контекста корпоративной памяти, в том числе "травмирующих воспоминаний"


7.3.7.4. Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в такой исследовательской перспективе изучение истории Санкт-Петербургского университета (равно как и других университетов Российской империи) ранее не проводилось. Для реализации проекта предполагается задействовать широкий арсенал методов научного исследования, включая активное использование инструментария цифровой истории, устной истории, mеmory studies. Проект опирается на обширный задел исследовательского коллектива, созданный в том числе в рамках предшествующих совместных научных проектов.

7.3.7.5. Современное состояние исследований по данной проблеме.
Литература, посвященная Санкт-Петербургскому университету огромна[1]. Дискуссионными являются многие проблемы его истории. Долгое время обсуждалась тема, связанная с датой образования университета. Эти дискуссии во многом были обусловлены юбилейным характером литературы XIX–ХХ вв., посвященной университету[2], в том числе замечательными книгами профессоров П. А. Плетнева (1844)[3], В. В. Григорьева (1870)[4], биографическим словарем под редакцией Н. А. Меншуткина (1896‒1898)[5], изданиями под редакцией профессора С. В. Рождественского (1919)[6] и профессора В. В. Мавродина (1969)[7]. При всем значении этих изданий для воссоздания жизни университета XIX‒XX вв в них отсечен начальный период деятельности университета, и отправной точкой университетской истории указан 1819 г., хотя в некоторых из них упоминаются и 1724‒1725 гг., как начало университетского образования в Санкт-Петербурге.
Преодоление этой историографической традиции стало возможно только в последней трети ХХ века благодаря постепенному пересмотру самого подхода к анализу университетской истории, и, в частности, трудам историков и профессоров СПбГУ Ю. Д. Марголиса и Г. А. Тишкина[8]. Была убедительно доказана неправомерность рассмотрения университетской истории XVIII века в отрыве от последующих периодов только потому, что университет существовал в то время в недрах Академии наук. Появилась концепция непрерывности традиции университетского образования в Санкт-Петербурге, которая до реформы Академии наук и высшей школы в 1803‒1804 гг. развивалась в стенах Академии наук, а затем отдельного учебного заведения Учительской семинарии ― Педагогического института ― Главного педагогического института, официально преобразованного, а вернее переименованного, в университет в 1819 г. по инициативе тогдашнего президента Академии наук и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа С. С. Уварова[9].
Эти обстоятельства обусловили положение, когда история университета XVIII в. изучалась, прежде всего, в общем контексте истории Академии наук[10]. Малоисследованной оставалась институциональная история университета самого начала XIX в. (Педагогический институт и Главный педагогический институт), а собственно история университета изучалась с 1819 г. К концу XХ – началу ХХI в. историографическая ситуация начала меняться. Немалую роль в этом процессе сыграли юбилейные издания рубежа веков, прежде всего, вышедший под редакцией ректора, профессора Л. А. Вербицкой коллективный труд «275 лет. Санкт-Петербургский университет. Летопись. 1724–1999» (1999). В следующие два десятилетия изучение университетской истории постепенно приобрело системный характер и ушло от прямой зависимости от празднования «годовщин». Этой работе способствовала деятельность различных подразделений и институций ― Музея истории СПбГУ, Научной библиотеки имени М. Горького, Исторического факультета (ныне Института истории), Фонда «Знаменитые универсанты» и др.[11] Разумеется, эти труды основывались на фундаментальном научном опыте предшествующих поколений университетских историков.
Затруднительно перечислить всех ученых, сыгравших весомую роль в изучении истории СПбГУ в советское и постсоветское время, укажем на наиболее важные, на наш взгляд, фигуры. С конца 1930-х гг. исследования университетской истории вел профессор ЛГУ С. Н. Валк. Под его руководством был систематизирован огромный архивный материал по истории университета, благодаря чему был подготовлен путеводитель (1961), который и по сей день остается настольной книгой университетских историков[12]. С 1962 г. под редакцией другого университетского историка Н. Г. Сладкевича (а затем Г. А. Тишкина) начинается выпуск уникального издания «Очерки по истории Ленинградского [Санкт-Петербургского] университета», продолжавшегося до начала 2000-х гг.[13] Основным вдохновителем многих предприятий в области университетской истории послевоенного периода был многолетний декан исторического факультета ЛГУ В. В. Мавродин[14]. В частности, он одним из первых обратился к истории университета советского периода[15]. Заслугой В. В. Мавродина и его преемника на посту декана В. А. Ежова стало начало процесса изучения истории Ленинградского университета в период Великой Отечественной войны[16]. С 1960-х гг. ― это одно из центральных направлений исследований университетской истории. В этой связи нужно отметить работы П. Р. Шевердалкина, А. Ф. Бережного, Г. Л. Соболева, М. В. Ходякова, Я. С. Розенфельда, Ю. Д. Марголиса, Т. Н. Жуковской, И. Л. Тихонова и мн. др.[17]
Огромную роль в становлении разных направлений университетской историографии последней трети минувшего столетия сыграли профессора Ю. Д. Марголис и Г. А. Тишкин. Выше уже упоминалось об их роли в «открытии» истинного возраста университета и даты его образования. Среди других заслуг Ю. Д. Марголиса ― разработка проблем дореформенного университета; Г. А. Тишкин известен как руководитель важных трудов по истории Академического университета, а также истории женского университета (так называемого «пятого факультета») ― Бестужевских курсов. Разработку тематики учителей успешно продолжили ученики Ю. Д. Марголиса и Г. А. Тишкина ― Т. Н. Жуковская и О. Б. Вахромеева[18].
Пожалуй, наиболее интенсивно в 1970‒1980 е гг. развивалось изучение истории революционного и освободительного движения в стенах университета. В числе наиболее крупных историков темы ― Ю. Д. Марголис, В. П. Яковлев, Е. Р. Ольховский, Р. Ш. Ганелин, А. И. Лейберов, М. В. Борисенко и др. Причинами востребованности этих сюжетов был как социально-идеологический заказ, предъявляемый историографии тех лет, так и объективно значительная роль Санкт-Петербургского университета, его студенческой и преподавательской корпорации в общественно-политической жизни России второй половины XIX – начала ХХ в. Показательно в этом контексте, что несмотря на социальную трансформацию российской историографии в начале 1990-х гг. эта проблематика продолжала и продолжает углубленно изучаться следующим поколением историков (В. С. Брачев, А. П. Шевырев, А. Л. Гоз, Д. А. Завьялов и др.)[19].
Важно, что последние десятилетия ознаменовались серией значимых предприятий в области университетской истории. В этом контексте отметим деятельность фонда «Знаменитые универсанты» (во главе с проф. Н. Я. Олесич), осуществившего многочисленные издательские проекты, обогатившие не только литературу о деятелях университета ― ученых, политиках, художниках, но и о разных сторонах университетской жизни (спорт, культура, общественные организации) и др.[20] С 2003 г. в университете был организован семинар по истории высшей школы (кураторы в разное время ― Г. А. Тишкин, О. Н. Ансберг, И. Л. Тихонов, А. Ю. Дворниченко, Т. В. Костина), объединивший широкий круг петербургских специалистов в этой области[21]. Руководителем настоящего проекта подготовлена и защищена докторская диссертация, анализирующая историю Петербургского университета в контексте социально-политической истории России конца XIX начала XX вв.[22]
С конца 2000-х в университете осуществляется целая серия коллективных исследовательских проектов, связанных с его историей, самого разного направления[23]. Их результаты нашли отражение как в многочисленных публикациях (в которых активное участие принимали руководитель и исполнители настоящего проекта)[24], так и подготовке цифровых порталов ответственным редактором которых является руководитель настоящего проекта: «Биографика СПбГУ», «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве», «Коммеморации Санкт-Петербургского университета» и др.[25] Важно, что в университете постоянно защищаются или готовятся кандидатские диссертации, посвященные его истории, появляются новые фундаментальные исследования (К. С. Казакова, И.П. Потехина, Д. А. Баринов, А. Ф. Кривоноженко, К. И. Захарко, Б. М. Абдулина, А. А. Солнышкин, Н.В. Гольцов и др.), и в науку входит новое поколение университетских историков, ряд из которых принимает участие в настоящей заявке[26].
Разумеется, исследование предполагает масштабное рассмотрение проблематики проекта в контексте темы корпоративной памяти универсантов, а следовательно учет историографической традиции в этих областях. В этом предметном поле можно отметить тексты А.Ю. Андреева, Е. Вишленковой, М.В. Грибовского, А.Н. Дмитриева, Т.Н. Жуковской, В.П. Корзун, Т. Маурер, Д.А. Цыганкова, многих других[27]. Целый ряд исследований в этой области подготовлена и участниками настоящей заявки , особо важными являются в этом отношении два завершенных в прошлом году исследовательских проекта – РНФ под руководством Е.А. Ростовцева («Коммеморации Санкт-Петербургского университета») и РНФ и СПбНФ под руководством И.Л. Тихонова («Санкт-Петербургский университет – центр подготовки элиты российского общества (1819–1917)»)[28].
Таким образом, масштабная постановка исследовательской проблемы настоящего проекта позволяет интегрировать как достижения предшественников, так и многолетние наработки участников настоящей заявки, с тем чтобы провести фундированное и результативное исследование.

[1] В этом разделе заявки использован материал подготовленный Е.А. Ростовцевым и И.Л. Тихоновым для их совместной книги (Ростовцев Е. А., Тихонов И. Л. Три века Петербургского университета СПб : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2024 ). Наиболее полную библиографию по тематике проекта см.: История Санкт-Петербургского университета XVIII–XXI вв.: материалы к комплексной библиографии [Электронный ресурс] / руководитель проекта, проф. А. Ю. Дворниченко. URL: https://history.museums.spbu.ru/images/bibliografia.pdf. См. также: Сосницкий Д. А. Основные направления изучения истории Санкт-Петербургского университета в современной российской историографии // Клио. 2017. № 10. С. 207‒217.
[2] Тихонов И.Л. К истории университетских юбилеев // Празднование 275-й годовщины основания Санкт-Петербургского университета. Документы и материалы / Науч. ред. Л.А. Вербицкая, сост. Г.А. Тишкин. СПб.: СПбГУ, 2003. С.435-442; Ростовцев Е.А. Санкт-Петербургский университет в советской историографии и коммеморативных практиках (1919–1939) // Вече. Ежегодник русской философии и культуры. СПб., 2021. [№33]. С. 174-189; Ростовцев Е.А. Коммеморации столичного университета (1819 - 1919) // Journal of Modern Russian History and Historiography. 2022. №15. P.137-158.
[3] Плетнев П. Первое двадцатипятилетие Императорского Санкт-Петербургского университета. СПб., 1844.
[4] Григорьев В. В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870.
[5] Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского С.-Петербургского университета за истекшую третью четверть века его существования. 1869‒1894. Т. 1: А‒Л. СПб., 1896; Т. 2: М‒Я. СПб., 1898.
[6] С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819‒1919: материалы по истории С.-Петерб. ун-та / собр. и изд. И. Л. Маяковский и А. С. Николаев; под ред. проф. С. В. Рождественского. Пг., 1919.
[7] История Ленинградского университета. 1819‒1969. Очерки / под ред. В. В. Мавродина. Л., 1969.
[8] Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. «Отечеству на пользу, а россиянам во славу» (Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII ‒ начале XIX в.) Л., 1988; Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. «Единым вдохновением»: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине ХIХ в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
[9] Кропачев Н. М., Даудов А. Х., Тихонов И. Л., Ростовцев Е. А. Первый университет Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64, вып. 1. С. 5‒23.
[10] Кулябко Е. С.: 1) М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962; 2) Замечательные питомцы Академического университета. Л.: Наука, 1977; Копелевич Ю. Х. Первые академические студенты // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. № 2. С. 4‒15; Смагина Г. И. Санкт-Петербургская Академия наук и просвещение в России XVIII века: образование и распространение знаний: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007.
[11] Даудов А. Х., Дворниченко А. Ю. Изучение истории университета на историческом факультете // Клио. 2013. № 10 (82). С. 4–5; Ростовцев Е. А. Проблематика проектов по университетской истории и истории высшей школы (Санкт-Петербургский университет) // Новое прошлое. 2016. № 3. С. 145–157.
[12] Материалы по истории Ленинградского университета. 1819‒1917: обзор архивных документов / под ред. С. Н. Валка. Л., 1961.
[13] Очерки по истории Ленинградского [Санкт-Петербургского] университета. Л.[СПб.], 1962‒2000. Т. 1‒8.
[14] См.: Ленинградский университет 1819–1944: [К 125-летию со дня основания] / Под ред. В.В. Мавродина. М.: Сов. наука, 1945; Мавродин В.В., Сладкевич Н.Г., Шилов Л.А. Ленинградский университет (краткий очерк). Л., 1957; Ленинградский университет в воспоминаниях современников. В трех тт. Под ред. В.В. Мавродина. Л., 1963. Т. 1: Петербургский университет 1819-1895. Л., 1982. Т. 2: Петербургский-Петроградский университет 1895-1917.
[15] На штурм науки: воспоминания бывших студентов факультета общественных наук Ленинградского университета / под. ред. проф. В. В. Мавродина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.
[16] Ежов В. А., Мавродин В. В. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
[17] Шевардалкин П. Р. Студенты университета — на защите Родины // Вестник Ленинградского университета. 1969. № 2. Ист., язык, лит. Вып. 1. С. 45‒57; Бережной А. Ф. Они сражались за Родину: универсанты в годы войны и в послевоенные годы. Документальные очерки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992‒1995. Вып. 1‒2; Соболев Г. Л. 1) Ученые Ленинградского университета в годы Великой Отечественной войны // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1962. Т. 1. С. 169‒183; 2) Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941‒1945 гг. / отв. ред. В. М. Ковальчук. М.; Л.: Наука, 1966; Ленинградский университет в Великой отечественной. Очерки / отв. ред. Ю. Д. Марголис. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990; Соболев Г. Л., Ходяков М. В. Потери Ленинградского университета в годы Великой Отечественной войны // Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 2. Вып. 2. С. 14‒23; Розенфельд Я. С. Ленинградский университет в годы Великой Отечественной войны // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2010. Вып. 3. С. 10‒16; «Мы знаем, что значит война..»: воспоминания, письма, дневники универсантов военных лет / сост. Т. Н. Жуковская, И. Л. Тихонов / отв. ред. И. Л. Тихонов. СПб: Изд-во СПбГУ, 2010 и др.
[18] Тишкин Г. А. Студентки университета и слушательницы Бестужевских курсов в 1905‒1907 гг. // Петербургский университет и революционное движение в России. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 81‒92; Марголис Ю. Д. Т. Г. Шевченко и Петербургский университет. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983; Материалы по истории Санкт-Петербургского университета XVIII в.: обзор архивных документов / сост.: Е. М. Балашов, О. В. Иодко, Н. С. Прохоренко; под. ред. Г. А. Тишкина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001; Тишкин Г. А. Некоторые итоги изучения истории университетского образования в Петербурге // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 4. С. 154‒159; Вахромеева О. Б.: 1) Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы. 1878‒1981: исследования и материалы. СПб.: Диада-СПб., 2003; 2) Преподавание наук на высших женских (Бестужевских) курсах (1878‒1918). М., 2018; Жуковская Т. Н. Университеты и университетские традиции в России: курс лекций. Петразоводск: Изд-во ПетрГУ, 2011; Жуковская Т. Н., Казакова К. С. Anima universitatis: студенчество Петербургского университета в первой половине XIX века. М., 2018.
[19] Марголис Ю. Д. Петербургский университет 1905‒1907 гг. в воспоминаниях современников // Новое о революции 1905‒1907 гг. в России. Л., 1989. С. 18‒27; Яковлев В. П. Политика русского самодержавия в университетском вопросе (1905–1911 гг.): дис. … канд. ист. наук. Л., 1971; Лейберов А. И. Борьба большевиков за руководство революционным студенческим движением в Петрограде в период Первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции (июль 1914 – февраль 1917 гг.): дис. … канд. ист. наук. Л., 1981; Ольховский Е. Р. Студенческое движение на рубеже XIX–ХХ вв. Зарождение большевистской организации в Петербургском университете // Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. Т. 6. С. 75–111; Ганелин Р. Ш. Петербургский университет и правительственная политика (из истории студенческого движения) // Там же. С. 112–135; Завьялов Д. А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX – начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2006; Шевырев А. П. Праздники непослушания: студенческие беспорядки в городском пространстве Петербурга в 1861–1905 гг. // Санкт-Петербургский университет в XVIII–XX вв.: европейские традиции и российский контекст: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 23–25 июня 2009 г. / отв. ред. А. Ю. Дворниченко, И. Л. Тихонов. СПб.: Изд. дом Санкт-Петербургского университета, 2010. С. 148–162; Гоз А. Л. Пуришкевич и правительственная политика в университетском вопросе // Уроки истории — уроки историка: сб. статей к 80-летию Ю. Д. Марголиса (1930–1996) / сост. Т. Н. Жуковская; отв. ред. А. Ю. Дворниченко. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 298–308; Брачев В. С. Студенческие беспорядки, профессорская корпорация и власть: Санкт-Петербургский университет в 1907–1911 гг. СПб.: Астерион, 2014 и др.
[20] Олесич Н. Я. Господин студент Императорского С.-Петербургского университета. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998; Знаменитые универсанты: очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета / отв. ред. Н. Я. Олесич. СПб., 2002–2005. Т. 1–3; Универсанты в мире искусства: биографические очерки / [редкол.: Н. Я. Олесич и др.]. СПб., 2008; Многонациональный мир Петербургского университета / отв. ред. Н. Я. Олесич. СПб., 2010; Знаменитые универсанты в духовном мире России: [очерки]. СПб.: Знаменитые универсанты, 2011; Наследие петербургской университетской культуры в русском зарубежье / отв. ред. Н. Я. Олесич. СПб.: Знаменитые универсанты, 2012; Университет Олимпийский: спортивный мир Петербургского университета: [сб. очерков]. СПб., 2013 и др.
[21] Костина Т. В. Семинару по истории высшей школы в Санкт-Петербурге ― 15 лет // Высшее образование в России. 2018. № 8‒9. С. 159‒168.
[22] Ростовцев Е. А. Санкт-Петербургский университет в контексте социально-политической истории России (1884‒1917): дис. … д-ра ист. наук. СПб.: СПбГУ, 2016.
[23] Потехина И. П. История Санкт-Петербургского университета как предмет коллективных исследовательских проектов // Клио. 2016. № 8 (116). С. 14‒21.
[24] См.: Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX – начало ХХ в.), М.: РОССПЭН, 2017. 903 c.; Знаменитые деятели искусства в Санкт-Петербургском университете / отв. ред. И. Л. Тихонов, М. В. Ходяков. СПб., 2017; Коллекция знаний. Музеи и коллекции Санкт-Петербургского государственного университета/ отв. ред. Ю. А. Купина. СПб., 2018; Alma mater : архитектурный облик Санкт-Петербургского государственного университета. отв. ред. Ю. А. Купина, Е.В. Ходаковский. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2020; Студенты Петровского университета / отв. ред. И. Л. Тихонов, Т. В. Костина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022; Мир СПбГУ в воспоминаниях почетных профессоров Санкт-Петербургского университета / под ред. Г. Г. Богомазова, Л. П. Громовой. СПб., 2022; Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках : в 3 т. СПб., 2024. Т.1-3; Ростовцев Е. А., Тихонов И. Л. Три века Петербургского университета СПб : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2024. 463 с. Бубырева В.А., Ростовцев Е.А. Ботанический сад СПбГУ: вехи истории. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2024. 202 с. и мн. др.
[25] Биографика СПбГУ. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/; История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве. URL: https://history.museums.spbu.ru/; Коммеморации Санкт-Петербургского университета. URL: https://commemorations.spbu.ru/. См. также: Сидорчук И. В. Биографика в контексте современных исследований по истории Петербургского университета // Международные отношения и диалог культур: сб. науч. статей. № 4 (2015). СПб., 2016. С. 224–235.
[26] Казакова К. С. Студенчество Санкт-Петербургского университета в первой половине XIX в.: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010; Кривоноженко А. Ф. Петроградский университет в 1917–1922 гг.: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2014; Баринов Д. А. Этноконфессиональные и региональные организации студенчества Санкт-Петербургского университета (1884‒1917 гг.): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2015; Захарко К. И. Академическая корпорация Санкт-Петербургского университета: 1819 1840 гг.: дис. … канд. ист. наук. СПб. 2022; Абдулина Б. М. Персональные коммеморации советской высшей школы 1920–1930-х гг. (по материалам периодики Ленинградского государственного университета) // Via in tempore. История. Политология. 2023. Т. 50, no. 3. С. 734–745; Солнышкин А. А. Рабочий факультет Петроградского (Ленинградского) университета в 1922-1929-х гг // Эхо веков. 2023. № 4. С. 52‒63 и др.
[27] См., прежде всего? Университет и город в России (начало ХХ века) / Под ред. Т. Маурер и А. Дмитриева. М.: Новое литературное обозрение, 2009; Kollegen – Kommilitonen – Kämpfer. Europäische Universitäten im Ersten Weltkrieg / Hrsg. von T. Maurer. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006; Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884–1917 гг.: исследования и документы / Под ред. М.В. Грибовского, С.Ф. Фоминых. Томск: Изд-во Томского университета, 2012; Вишленкова Е. Коммеморативная культура российского университета XIX века // Пути России. Историзация социального опыта / Том XVIII. Новое литературное обозрение. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 584–599; Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012; Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов / Под ред. Е.А. Вишленковой, И.М. Савельевой. М.: Высшая школа экономики, 2013; Маурер Т. «Барометры» или «маяки» общества? Избранные статьи по социальной истории русских и немецких университетов. М.: РОССПЭН, 2015 и др.
[28] Ростовцев Е.А., Баринов Д.А. Выпускники возрожденного Санкт-Петербургского университета (1823-1833 гг.): опыт просопографического исследования // Вопросы истории. 2023. № 10-2. С. 36-47; Ростовцев Е.А., Гольцов Н.В. Историк С.Н. Драницын и его воспоминания о Петербургском университете // Клио. 2023. № 10 (202). С. 198-213; Ростовцев Е.А. Жертвы университетских юбилеев Императорского Санкт-Петербургского университета // Наука и техника. Вопросы истории и теории. Материалы XLIV Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории философии науки и техники Российской Академии наук «Будущее истории науки: исследования, преподавание, популяризация (к 70-летию СПбФ ИИЕТ РАН)» (23-27 октября 2023 г.). Вып. XXXIX. СПб., 2023. С. 364-365; Абдулина Б.М. Университеты Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда 1905-1930-х годов в визуальных источниках // Новейшая история России. 2024. № 2; Абдулина Б.М. Персональные коммеморации советской высшей школы 1920–1930-х гг. (по материалам периодики Ленинградского государственного университета) // Via in tempore. История. Политология. 2023. Т.50,No 3. С. 734–745; Абдулина Б.М., Гольцов Н.В. Юбилеи Санкт-Петербургского университета в информационном пространстве (на материалах периодики) // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Уфа университетская: тренды развития науки и технологий в новейшей России» Уфа, 2023. С. 220-229 и др.



7.3.7.6. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта.
Арсенал исследовательских методов проекта широк, включая инструментарий memory studies, устной истории, цифровой истории.
В ходе проекта планируется сочетание использования источников официального происхождения (нормативные акты, делопроизводственная документация) с многочисленными источниками личного происхождения (мемуарами и дневниками), поскольку именно последние передают атмосферу времени, эмоции людей [см., в частности: Электронная библиотека [Источники личного происхождения]. URL: https://history.museums.spbu.ru/pechatnyj/istochniki/istochniki-lichnogo-proiskhozhdeniya.html; . Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках: в 3 т. СПб., 2024]. Важным инструментом и источником формирования корпоративной памяти является историографическая традиция [см., в частности: Электронная библиотека [Исследования] URL: https://history.museums.spbu.ru/pechatnyj/issledovaniya.html], практики коммемораций [см., в частности: Коммеморации Санкт-Петербургского университета URL: https://commemorations.spbu.ru/], архив устной истории [см., в частности: URL: https://oralhistory.spbu.ru/]. В рамках работы над проектом будет задействован широкий круг опубликованных и архивных источников. Основными архивами для изучения проблематики XVIII – начала XIX вв. («Академический университет», учительская семинария, Педагогический/Главный педагогический институт) являются СПбФ АРАН, РГИА и ЦГИА СПб, XIX -начала ХХ вв. РГИА, ЦГАЛИ СПб, ОР РНБ ЦГИА СПб; ХХ – начала XXI в. - ЦГА СПб, ЦГАИПД СПб, ЦГАКФФД СПб, ОА СПбГУ.

В ходе реализации НИР работа коллектива будет осуществляться по тематическим направлениям/задачам:
1) систематизация источников формирования корпоративной памяти, включая эго-документы, историографические источники, "места памяти", университетские коммеморации.
2) выявление круга наиболее важных объектов корпоративной памяти;
3) исследование механизмов формирования корпоративной памяти через схоларную проблематику, картографирования и исследование механизмов функционирования научных школ;
4) исследование социального контекста корпоративной памяти, в том числе "травмирующих воспоминаний"

На первом этапе (2025 год ) основной фокус деятельности будет направлены на подготовительных исследовательских задач: создание словников для баз данных "Научные школы СПбГУ" [основные хронологические рамки XIX -XX вв.] и "Репрессированные универсанты" [ хронологические рамки - раннесоветский период, сталинские репрессии - 1917-1953], отбор респондентов для интервью, выборка источников для размещения на сайте, составление списка объектов предположительно важных для корпоративной памяти и др. Важным условием формирования словника базы данных "Научные школы СПбГУ" будет учет специфики разных областей знания, предполагается обращение не менее чем к 10 различным предметным областям знания.

На втором этапе (2026 год) планируется основной массив работ по созданию важных для исследования баз данных ("Научные школы СПбГУ" и "Репрессированные универсанты"), завершение работы над учебным пособием "История Санкт-Петербургского университета" и подготовка серии исследовательских статей по тематике НИР в рейтинговых научных изданиях.


7.3.7.7.Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту (в данном пункте заполняется текстовое описание задела).
Руководитель и исполнители проекта имеют обширный опыт как индивидуальных, так и совместных исследовательских предприятий в предметной области близкой настоящему проекту.
Руководитель проекта Е.А. Ростовцев - доктор исторических наук, профессор СПбГУ - специалист в области изучения социальной истории России, истории высшей школы, исторической памяти.
В рамках темы настоящего проекта большое значение имеет серия работ Е.А. Ростовцева и других участников настоящей заявки в ряде совместных исследовательских проектов. В частности, результаты этой научной деятельности представлены на портале «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (отв. ред. Е.А. Ростовцев, участники проекта - И.Л. Тихонов, Д.А. Баринов), созданном при поддержке НИР СПбГУ и РГНФ (режим доступа: http://history.museums.spbu.ru/). Другой важный совместный проект - портал «Биографика СПбГУ» (режим доступа: http://bioslovhist.history.spbu.ru/) (отв. ред. Е.А. Ростовцев, участники проекта И.Л. Тихонов, Н.В. Гольцов, Д.А. Баринов), который содержит несколько сетевых биографических словарей, в том числе «Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета 1819-1917» . В
о второй половине 2000-х - 2010-е гг. Е.А. Ростовцев, И.Л. Тихонов, Д.А. Баринов принимали в качестве исполнителей или руководителей в целом ряде коллективных предприятий, связанных с историей науки и высшей школы в контексте социально-политической истории. Для темы настоящего проекта наибольшее значение имеет проект «Коллективная биография профессоров и преподавателей Петербургского университета (1819-1917): сетевой биографический словарь», результатом которого стала серия просопографических исследований Е.А. Ростовцева и его коллег и упомянутый выше «Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета 1819-1917». Е.А. Ростовцев и Д.А. Баринов являются исполнителем по проектам РФФИ «Российская наука в эпоху системных трансформаций, 1914-1934 гг.» и «Университетская философия в Санкт-Петербурге: опыт просопографического исследования». Материалы занятий Е.А. Ростовцева историей высшей школы и историей науки нашли отражение более чем в 170 научных публикациях (в том числе в WoS и Scopus), а также в его докторской диссертации («Санкт-Петербургский университет в контексте социально-политической истории России (1884-1917)»), защищенной в 2017 г. и в монографии «Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX - начало ХХ в.)» (М.,: Политическая энциклопедия, 2017. 903 c.). При участии Е.А. Ростовцева (а также другого участника заявки – Д.А. Баринова) реализован проект РНФ «Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII в. - начало XX в.)» (РНФ, 2018-2020 гг.). В 2023- 2024 гг. Е.А. Ростовцев возглавлял проект «Коммеморации Санкт-Петербургского университета» (при поддержке РНФ). Среди участников проекта – И.Л. Тихонов.
И.Л. Тихонов доктор исторических наук, профессор СПбГУ долгое время возглавлял Музей истории Санкт-Петербургского университета. Под его руководством (непосредственном участии) реализовывались проекты "История Санкт-Петербургского университета в документах и биографиях", "Студенты Петровского университета" и другие. Последний крупный проект по тематике исследования под руководством И.Л. Тихонова «Петербургский университет - центр подготовки элиты российского общества (1819-1917)» (2023-2024) при поддержке СПбНФ и РНФ. Среди участников проекта – Е.А. Ростовцев, Д.А. Баринов, Н.В. Гольцов.
В разные годы Д.А. Баринов, Н.В. Гольцов /научный руководитель Е.А. Ростовцев/- (помимо перечисленного выше) активные участники молодежных грантов (Гранты Президента РФ, РНФ) в области истории высшей школы и memory studies. Тематикой диссертационных исследований этих молодых участников заявки также близка предметному полю проекта. В 2015 г. Д.А. Бариновым была защищена кандидатская диссертация, посвященная студенческому национальному движению (Этноконфессиональные и региональные организации студенчества Санкт-Петербургского университета (1884-1917 гг.). Н.В. Гольцов в настоящее время работает над диссертацией «Санкт-Петербургский университет и Православная российская церковь (1819-1924): образовательные и институциональные связи». Д.А. Баринов руководил проектом «Высшая школа Российской империи как центр формирования политических элит (1884–1917 гг.)», (грант № МК-5118.2018.6. Совет по грантам Президента Российской Федерации.) , в 2023 г. стал победителем конкурса молодых ученых-историков (проводился силами Минобрнауки, РАН и Исторического общества), в рамках которого была издана его монография: «Зиновьев, Троцкий, университет. Левое движение в высшей школе Петрограда/Ленинграда (1918-1932 гг.)». Аспирант Н.В. Гольцов – победитель Конкурса грантов для студентов и аспирантов 202З и 2024 гг. Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.
Руководитель и ряд участников проекта (Е.А.Ростовцев, Д.А. Баринов, Н.В. Гольцов, И.Л. Тихонов) принимали участие в подготовке издания «Санкт-Петербургский университет в воспоминаниях и дневниках» (СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2024; Т.1. Кн.1-2; отв. ред. Т.Н. Жуковская; Т.2. Кн.1-2, Отв. ред. Е.А. Ростовцев).
Аспирант Института истории В.А. Корнева (научный руководитель Е.А. Ростовцев) занимается историей медицинского образования в России. Являясь заведующий музеем ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И. П. Павлова» Минздрава России, имеет опыт участия в коллективных проектах в этой области, поддержанных Президентским фондом культурных инициатив. Студент Института истории СПбГУ (магистерская программа "История Российской цивилизации") Р.Ф. Галиев автор ряда публикаций и руководитель проекта «Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ 1960-1980-х гг. в виртуальном пространстве» (2024, при поддержке Фонда «История Отечества»), 2024 (научный руководитель проекта Е.А. Ростовцев). Данный проект ставит целью создание онлайн-ресурса с устными воспоминаниями (интервью) в форме аудиофайлов, а также транскрибированных текстов данных интервью с комментариями. Основная целевая группа – универсанты ЛГУ, чья учеба и профессиональная деятельность связана с 1960-1980-ми гг. Обращаясь к «голосу прошлого» через «устную историю», мы создаем источниковую базу по истории культурной и научной жизни Ленинграда. Проект рассчитан как на широкую аудиторию, так и на научное сообщество и всех, кто интересуется историей, биографикой, краеведением. Результаты проекта представлены на портале СПбГУ (Режим доступа: https://oralhistory.spbu.ru/). Студентка Института истории (магистерская программа "История и теория наций и проблемы национализма") К.И. Крутько являлась лаборантом-исследователем Института Истории СПбГУ в рамках гранта РНФ , работала экскурсоводом Музея Истории СПбГУ принимала участие с просветительской программой (викторины, лекции) в работе множества форумов и выставок: «Россия» на ВДНХ, ММСО-2024, КУБ-2024, Форум Труда. Проводила экскурсии высокопоставленным гостям Университета (послу Эфиопии, генконсулу Китая). Давала интервью телевизионным каналам (Россия, Первый канал) об истории СПбГУ к юбилею университета, также являлась участником историко-просветительского проекта «Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ 1960-1980-х гг. в виртуальном пространстве», поддержанного Фондом «История Отечества» (руководитель Р.Ф. Галиев, научный руководитель Е.А. Ростовцев).

7.3.7.8. Детальный план работы на весь период выполнения проекта.

2025 год
Работа по тематическим направлениям/задачам:
1) систематизация источников формирования корпоративной памяти, включая эго-документы, историографические источники, "места памяти", университетские коммеморации.
2) выявление круга наиболее важных объектов корпоративной памяти;
3) исследование механизмов формирования корпоративной памяти через схоларную проблематику, картографирования и исследование механизмов функционирования научных школ;
4) исследование социального контекста корпоративной памяти, в том числе "травмирующих воспоминаний"

Для решения этих задач осуществляются следующие работы:
1) разработка вопросника "Санкт-Петербургский университет в фокусе «устной истории» для задач проекта, формирование предполагаемого списка респондентов; проведение не менее 10 интервью с универсантами – деятелями науки, их расшифровка и размещение на платформе сайта «Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ » (https://oralhistory.spbu.ru/);
2) фокусное рассмотрение исторических событий/тематик XVIII – начала ХХ вв. в контексте корпоративной памяти. В рамках работы будет составлена хронологическая таблица / летопись университета (1724-2024) (не менее 250 событий);
3) работа над рукописью учебного пособия «История Санкт-Петербургского университета» (общий объем не менее 20 п. л.). В рамках 2025 г. планируется подготовить не менее 50% текста;
4) развитие цифровых ресурсов по истории университета, созданных под руководством руководителя проекта:
- «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» [https://history.museums.spbu.ru/] ( (размещение не менее 50 документальных источников по тематике проекта)
- Биографика СПбГУ (https://bioslovhist.spbu.ru/), подготовка словников и создание модулей для баз данных "Научные школы СПбГУ", "Репрессированные универсанты", подготовка и размещение серии биографических справок в база данных "Научные школы СПбГУ" (не менее 10) , "Репрессированные универсанты" (не менее 10);
5) подготовка публикаций по тематике проекта

Ожидаемые конкретные результаты (2025):
1) вопросник "Санкт-Петербургский университет в фокусе «устной истории» для задач проекта (прилагается к отчету);
2) примерный список респондентов – универсантов - деятелей науки и культуры для опроса по «устной истории» Санкт-Петербургского университета второй половины XX – начала XXI в. (прилагается к отчету);
3) тексты / записи (не менее 10) интервью респондентов – универсантов, размещенные на сетевом ресурсе "Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ " (в отчете дается ссылка на ресурс);
4) хронологическая таблица – Летопись Санкт-Петербургского университета (1724-2024) (не менее 250 событий), размещенная на ресурсе "История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве" (в отчете дается ссылка на ресурс);
5) текст публикаций (не менее одной) по тематике проекта (прилагается к отчету);
6) рукопись учебного пособия «История Санкт-Петербургского университета» (общий объем не менее 20 п.л.). (к отчету прилагается не менее 50% текста)
7) размещение не менее 50 документальных источников по тематике проекта на ресурсе «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)
8) словники для баз данных "Научные школы СПбГУ", "Репрессированные универсанты" (прилагается к отчету)
9) биографические справки для баз данных "Научные школы СПбГУ" (не менее 10), "Репрессированные универсанты" (не менее 10) (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)


2026 год

Работа по тематическим направлениям/задачам:
1) систематизация источников формирования корпоративной памяти, включая эго-документы, историографические источники, "места памяти", университетские коммеморации.
2) выявление круга наиболее важных объектов корпоративной памяти;
3) исследование механизмов формирования корпоративной памяти через схоларную проблематику, картографирования и исследование механизмов функционирования научных школ;
4) исследование социального контекста корпоративной памяти, в том числе "травмирующих воспоминаний"

Для решения этих задач осуществляются следующие работы:
1) работа над рукописью учебного пособия «История Санкт-Петербургского университета» (общий объем не менее 20 п. л.). В рамках 2026 г. планируется подготовить 100% текста;
2) развитие цифровых ресурсов по истории университета, созданных под руководством руководителя проекта:
- «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» [https://history.museums.spbu.ru/] ( (размещение не менее 50 документальных источников по тематике проекта)
- Биографика СПбГУ (https://bioslovhist.spbu.ru/), подготовка словников и создание модулей для баз данных "Научные школы СПбГУ", "Репрессированные универсанты", подготовка и размещение серии биографических справок в база данных "Научные школы СПбГУ" (не менее 90 в 2026 г.; общий объем за 2025-2026 - не менее 100) , "Репрессированные универсанты" (не менее 90 в 2026 г.; общий объем за 2025-2026 - не менее 100);
3) подготовка публикаций по тематике проекта (общий объем за 2025-2026 - не менее 5)
4)подготовка не менее 1 выступления с докладом на международных конференциях, организаторами (соорганизаторами) которых выступают университеты ТОП-250 пилотного рейтинга университетов стран БРИКС (mosiur.org), или международных конференциях, материалы которых публикуются в журналах или 2 уровня Белого списка /1 или 2 квартиля перечня ВАК / ядра РИНЦ

Ожидаемые конкретные результаты (2026):
1) тексты / записи (не менее 20) интервью респондентов – универсантов, размещенные на сетевом ресурсе "Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ " (в отчете дается ссылка на ресурс);
2) тексты публикаций, вышедших в свет или принятых печать (не менее 4) по тематике проекта (прилагается к отчету);
3) рукопись учебного пособия «История Санкт-Петербургского университета» (общий объем не менее 20 п.л.). ( прилагается к отчету)
4) размещение не менее 50 документальных источников по тематике проекта на ресурсе «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)
5) биографические справки для баз данных "Научные школы СПбГУ" (не менее 90 в 2026 г.; общий объем за 2025-2026 - не менее 100) , "Репрессированные универсанты" (не менее 90 в 2026 г.; общий объем за 2025-2026 - не менее 100) (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)
6) не менее чем один доклад на международных конференциях, организаторами (соорганизаторами) которых выступают университеты ТОП-250 пилотного рейтинга университетов стран БРИКС (mosiur.org), или международных конференциях, материалы которых публикуются в журналах или 2 уровня Белого списка /1 или 2 квартиля перечня ВАК / ядра РИНЦ



7.3.7.9.Ожидаемые научные и (или) научно-технические результаты и их научная и общественная значимость.

Ожидаемые конкретные результаты:
1) тексты / записи (не менее 30) интервью респондентов – универсантов, размещенные на сетевом ресурсе "Говорят физики и лирики: устные воспоминания универсантов ЛГУ " (в отчете дается ссылка на ресурс);
2) хронологическая таблица – Летопись Санкт-Петербургского университета (1724-2024) (не менее 250 событий), размещенная на ресурсе "История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве" (в отчете дается ссылка на ресурс);
3) публикации (не менее пяти) по тематике проекта (прилагается к отчету);
4) рукопись учебного пособия «История Санкт-Петербургского университета» (общий объем не менее 20 п.л.).
5) размещение не менее 100 документальных источников по тематике проекта на ресурсе «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве» (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)
6) словники для баз данных "Научные школы СПбГУ", "Репрессированные универсанты" (прилагается к отчету)
7) биографические справки для баз данных "Научные школы СПбГУ" (не менее 100), "Репрессированные универсанты" (не менее 100) (к отчету прилагается список, со ссылками на ресурс)
8) не менее чем один доклад на международных конференциях, организаторами (соорганизаторами) которых выступают университеты ТОП-250 пилотного рейтинга университетов стран БРИКС (mosiur.org), или международных конференциях, материалы которых публикуются в журналах или 2 уровня Белого списка /1 или 2 квартиля перечня ВАК / ядра РИНЦ (в отчете дается ссылка на презентацию доклада)
Научная значимость результатов по проекту заключается в реконструкции механизмов формирования корпоративной памяти универсантов, в ведении в научный оборот (относительно "устной истории" - создании) источников по истории университетской корпорации, создании баз данных, важных для социальной истории России, истории науки и просопографический исследований.
Общественная значимость результатов заключается в популяризации ученых и научных школ Санкт-Петербургского университета, укреплении исторической и корпоративной памяти о лидерах науки - универсантах СПбГУ, об ученых, ставших жертвами политических репрессий.
Краткое названиеMDR-2025
АкронимMDR_F_2025
СтатусВыполняется
Эффективные даты начала/конца1/01/2531/12/25

    Области исследований

  • историческая память, устная история, история университетов, база данных, научные школы, история Санкт-Петербургского университета, история науки

ID: 142028043