2021 г.
В рамках проекта велась работа по составлению биографических статей (Е.А. Ростовцев, Д.А. Сосницкий, И.В. Сидорчук, Д.О. Раковский, Д.В. Боднарчук). Исследования проводились по нескольким научным направлениям (история высшей школы, история философии, науковедение) с применением методов просопографии, которая ориентирована на раскрытие «внешней истории», выявление культурного, социального контекста развития науки, определения критериев научной школы, составление коллективной биографии представителей профессионального сообщества (в данном случае — философов Санкт-Петербургского университета). Просопография дополняет традиционные методы историко-философского исследования, позволяет определить типические черты профессиональной группы, динамику ее развития, «нормальный» образ науки для данной области знания и в определенные временные рамки.
При составление биографических статей были проведены следующие виды работ:
- уточнен и дополнен словник «Биографического словаря философов Петербургского университета»
- проведена архивная и научно-исследовательская работа по истории корпорации философов Санкт-Петербурга императорского периода (1819-1917), а также архивная и научно-исследовательская работа по истории университетской корпорации советского периода.
Составлены биографии философов, работавших в Санкт-Петербургском (Петроградском) университете в 1819 -1917 гг.; 1917 -1934 гг. Список подготовленных и размещенных на информационном ресурсе https://philhist.spbu.ru/dictionary.html статей размещен в приложении.
- проведена работа в Объединенном архиве Санкт-Петербургского государственного университета, Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Работа с архивными фондами дала возможность ввести в научный оборот новые источники, прежде всего, по истории профессиональной (университетской) философии в России. Ряд выявленных материалов был оцифрован и представлен на портале «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве (культурное наследие, музейные коллекции, биографика)» в разделе «Электронная библиотека» (URL: https://history.museums.spbu.ru/elektronnaya-biblioteka.html);
- проведена работа с материалами, хранящимися в Библиотеке Академии наук и Российской национальной библиотеке;
- проведена работа с фондами Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета;
- задействованы следующие базы данных: «Словарь историков Санкт-Петербургского университета (XVIII–XX вв.)», «Словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917)», «Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс», «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914–1934 гг.» и «Историки Петрограда-Ленинграда (1917–1934)» на портале «Биографика СПбГУ», также использовались материалы НИР "Университетская философия в контексте социальных процессов: интеллектуальная история и коллективная биография" (НИР СПбГУ, Мероприятие 2/15. Шифр проекта: 23.38.328.2015, рук. А.В. Малинов, 2015-2017).
Таким образом, работа с материалами архивов, библиотек и музея позволила в 2021 г. дополнить данные о научном наследии и реконструировать биографии более 100 философов, размещенных в разделе «Биографический словарь философов Петербургского университета» на сетевом ресурсе «Русская философия: история, источники, исследования» (URL: https://philhist.spbu.ru/dictionary.html) Всего в рамках проекта подготовлено и размещено на сайте более биографии более 200 персоналий.
Параллельно были модернизированы базы данных «Словарь историков Санкт-Петербургского университета (XVIII–XX вв.)», «Словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819–1917)», «Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв.): информационный ресурс», «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914–1934 гг.» и «Историки Петрограда-Ленинграда (1917–1934)» на портале «Биографика СПбГУ».
В ходе выполнения работ по проекту членами исследовательского было подготовлено 13 публикаций (статьи, тезисы, архивные материалы). В публикациях А.В. Малинова и И.Ю. Пешперовой нашли отражение результаты просопографических исследований философов Академического университета (1726 – 1767); рассматривалась деятельность первых преподавателей философии Академического университета: Б.Г. Бильфингера, Х.Ф. Гросса, И.А. Брауна. Отмечалось, что хотя профессора философии Академического университета и не оставили крупных исследований по философии, их лекции имели большое значение для становления философской культуры и категориального мышления в России, что способствовало постепенному переходу преподавания философии на русский язык. Основное внимание уделялось первым учебникам по философии на русском языке: Г.Н. Теплова «Знания, касающиеся вообще до философии» и Я.П. Козельского «Философические предложения». Указывалось на зависимость первых русских учебников от их латинских образцов. Неудача первых учебников объясняется отсутствием главного условия философского творчества – свободы мышления. В статьях И.Ю. Пешперовой рассматривалась проблематика просопографических исследований в применении к истории русской философии, прежде всего на материале философов, преподававших в Санкт-Петербургском/Ленинградском университете. С превращением философии в профессию, т. е. с началом преподавания философии в учебных заведениях, философы стали массовым явлением. Философия оформилась как социальный институт, воспроизводящий профессиональное сообщество, которое отличает стремление к устойчивости. По этой причине в профессиональной философской среде стали преобладать люди средних способностей, от которых зависит стабильность социальной системы. В результате в профессиональной философии развитие приносится в жертву постоянству, оригинальные идеи – повторению заимствованных или банальных истин, яркие выступления – рутинным лекциям. Историко-философская методология, направленная на изучение идей и философских концепций, не подходит для исследования профессиональной корпорации философов. Просопография не заменяет, а дополняет традиционные методы историко-философского исследования (анализ текстов, интерпретация идей, реконструкция философской системы, биографирование и т.д.), она обращает внимание на контексты (социальный, профессиональный, возрастной, культурный и т.д.) философии. Целью просопографического исследования является построение коллективной биографии профессионального сообщества – в данном случае корпорации философов Санкт-Петербургского университета. «Внешняя» история науки, которую позволяет реконструировать просопография, дает возможность определить критерии формирования научных школ, характерные черты профессиональной группы, динамику ее развития, «нормальный» образ науки для данной области знания и в определенных временных рамках, что обеспечивает более «объективное» изображение историко-философского процесса в России. В исследовании А.В. Малинова рассматривалось становление преподавания методологии социальных (гуманитарных) наук в Санкт-Петербургском университете в начале XX в., связанное с именами Н.И. Кареева (1850 – 1931) и А.С. Лаппо-Данилевского (1863 – 1919). Методологическая рефлексия была следствием сциентизации социального знания. Философской основой для разработки теоретико-методологических вопросов служили позитивизм и неокантианство. В отечественной историографии сложилось мнение, что Кареев был приверженцем позитивистского учения, в то время как Лаппо-Данилевский ориентировался на неокантианство. Однако в исследовательской практике и в своих теоретических трудах ученые обращались к обоим философским учениям. Кареева и Лаппо-Данилевского сближали как интерес к философским проблемам истории, так и либеральное мировоззрение. В статье рассматриваются философско-исторические работы Кареева, вызванные с его интересом к социологии, отождествляемой им с теорией исторического процесса (историологией), и раскрывается содержание последнего неопубликованного курса ученого – «Общая методология гуманитарных наук». Приводится эволюция научных интересов Лаппо-Данилевского: от конкретных исследований по русской истории и культуре XVII – XVIII вв., к методологии истории, социологии (истории социологии) и теории обществоведения. Анализируется теоретико-познавательный подход к истории и социологии в работах и рукописях Лаппо-Данилевского, в частности, раскрывается содержания его «Плана теории обществоведения». А.В. Малинов также продолжил исследование биографии и научного творчества профессора Санкт-Петербургского университета, слависта В.И. Ламанского (1833 – 1914), в частности, доклады на конференциях были посвящены анализу его славянофильских взглядов. В статьях Е.Е. Михайловой рассматриваются заграничные командировки петербургских ученых: К.Д. Кавелина и Н.И. Кареева. Для Кареева встречи за границей становились формой научного диалога, важного в перспективе международной исследовательской деятельности. Пространство заграничных общений осознавалось им многообразно: как культурная идентификация, совместная рефлексия над проблемой (М.М. Ковалевский), сравнение концепций (П.А. Кропоткин, А. Олар), встреча сознаний познающих субъектов (Н.-Д. Фюстель де Куланж), поиск новых методологических приемов (Ш.-В. Лангуа, Ш. Сеньобос). Заграничные поездки Кавелина рассмотрены в двух плоскостях: как встреча разных культур и как способ накопления информации и обретения умений вести научный диалог. По форме все встречи можно разделить на три группы: служебные (профессора университетов, канцелярские и министерские служащие); поворотные, давшие Кавелину явный прирост знаний в какой-либо новой для него области (философ Ю. Бона-Мейер, химик О.Л. Эрдман, историк Г. Вайц); наконец, дружеские отношения (Г.В. Львов, А.И. Скребицкий, К.К. Арсентьев, К.К. Грот, Б.И. Утин). В 2021 г. работа В. А. Куприянова была сосредоточена на исследовании творчества русского философа и историка науки Т. И. Райнова. Была продолжена публикация «Очерков по истории русской философии 50-х–60-х гг.». Была проведена работа по исследованию отношения Райнова к научной школе Н. Д. Кондратьева. В этом контексте В. А. Куприянов обратил внимание на известную работу Райнова, посвященную флуктуациям творческой продуктивности в западноевропейской физике XVIII–XIX вв. Было выявлено, что Райнов ориентируется на математическую методологию, разработанную Н. Д. Кондратьевым и его коллегами, которую он применил для выявления волнообразных процессов в развитии науки. Подход Райнова, как и самого Кондратьева, был противоположен идиографическому методу в неокантианской историографии. Как и Кондратьев, Райнов стремился выявить закономерности в истории культуры и показать общие принципы ее развития. Также в 2021 г. была продолжена работа над исследованием творчества В. И. Ламанского. Политико-географическая концепция Ламанского была рассмотрена в контексте немецкой романической историографии. Было показано, что Ламанский во многом испытал влияние немецкой истории и языкознания, прежде всего идей братьев Гумбольдт. Под влиянием немецкой науки Ламанский выработал концепцию трех миров Евразии. Эта концепция предполагала, что в политико-географическом смысле евразийский континент может быть разделен на три области, которые он называл «мирами» - греко-славянский, романо-германский и азийский. Три мира образуют три цивилизации, каждая из которых имеет свои особенности в области истории, политики, культуры и географии. Россия образует центр греко-славянского мира. Было показано, что Ламанский видел русский язык в качестве объединяющего начала греко-славянского мира и полагал, что развитие русской культуры и языка как ее основы должно предшествовать политической интеграции славян. В 2021 г. В. А. Куприянов продолжил работу над составлением библиографии Э. Л. Радлова. В РО РНБ и в библиотеке СПб ИИ РАН были выявлены дополнительные сведения, позволившие уточнить библиографию Радлова.