Существует большое количество теоретических концепций и политических проектов, сталкивающихся с проблемой Другого/Чужого — от культурной антропологии, занимающейся исследованием культурного многообразия человечества, искусствоведения и истории искусств — до политологических концепций, связанных с исследованием процессов формирования нации и идеологии национализма. Это требует осмысления полученных результатов и поиска новых более эффективных техник межкультурного взаимодействия. Главной целью такого рода исследований выступает поиск путей обеспечения толерантного взаимодействия, позволяющего, однако, удерживать «инаковость» Другого. Проблема успешного диалога культур неизменно воспринималась как весьма непростая задача (для этого требуются не только серьезные усилия по изучению языков, но и глубокое знание истории и культурных особенностей контрагента, особенностей поэзии, литературной и художественной традиции, национальной кухни, бытовых особенностей и проч.). Трудность задачи искупается убеждением в том, что она выполнима и никаких принципиальных ограничений на этом пути нет, но есть лишь ситуативные и временные затруднения. И хотя современные гуманитарные науки достигли весьма значительных успехов на этом пути, в последние десятилетия на первый план все больше выходят конфликтные аспекты такого взаимодействия и взаимное непонимание, что требует поиска новых способов концептуализации проблемы.
Все чаще возникает ситуация, которую можно описать следующим образом: мы не понимаем, почему они нас не понимают.