Состояние ностальгии сопутствует всем видам изоляции. Сообщается о его существенном и неоднозначном влиянии на самочувствие, работоспособность, мотивацию, жизнестойкость человека, оказавшегося в критической ситуации добровольно, например, в связи с работой в экспедициях, или вынужденно. Традиционный взгляд на его исключительно негативное влияние опровергнут новейшими зарубежными исследованиями, доказывающими положительное влияние определенных ностальгических воспоминаний на самочувствие, осмысленность деятельности, принятие решений (последнее особенно активно разрабатывается маркетологами).
Исследования ностальгии проводятся в основном в экспериментальном дизайне (искусственно вызванные ностальгические переживания). Изучаются связи ностальгии с отдельными личностными качествами. Вместе с тем, есть понимание того, что психометрическая оценка личностных качеств в обычных условиях не прогнозирует достаточно надежно функционирование личности в личностно-значимых кризисных ситуациях. Кроме того, неизвестно, как индивидуальные когнитивные стратегии участвуют в ностальгических воспоминания, пространственные способности – в расширении психологических границ жизненного пространства личности; не исследуются особенности ностальгии в динамике ситуаций.
Понять, как ситуационные факторы, опосредованные специфическим для ситуации изоляции состоянием - ностальгии, влияют на структуру и уровень психологического благополучия, как изменяется функционирование личности в динамике - значит решить научную проблему и определить опосредующую роль ностальгии в жизнестойкости и эффективности личности в условиях изоляции.
Теоретическая значимость состоит в изучении феномена ностальгии в ситуационном контексте: условий возникновения, содержания и функционирования ностальгии, ее связи с жизнестойкостью и благополучием.
Уточнение феномена ностальгии в ряду психических состояний, обладающего определенной спецификой функционирования, свойствами, модальностями, структурными особенностями, связями и отношениями с другими психическими явлениями, имеет существенное значение для общей психологии.
Практическая значимость – в расширении подходов и методов, обеспечивающих психологическую поддержку людей, добровольно и вынужденно переживающих изоляцию.
Актуальность данного исследования продиктована рядом факторов, среди которых:
- повышение интереса зарубежных исследователей к данному феномену, создание (исследовательских групп / лабораторий) и публикация экспериментальных данных в высокорейтинговых научных изданиях;
- активное использование ностальгического контекста в рекламе (с целью повышения продаж); в политических целях (манипуляции через обращение к значимым объектам и событиям);
- недостаточная представленность исследований феномена ностальгии системно, в ситуационном контексте и в деятельности, его влияния на жизнестойкость человека, функционирующего в условиях изоляции.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб.
Для решения научной проблемы необходимо решить комплекс задач:
1. Теоретически обосновать и эмпирически подтвердить вариативные модели проживания ситуации вынужденной и добровольной изоляции. Верифицировать модели на различных когортах.
2. Доказать специфическую замещающую роль ностальгических переживаний в недоступных, в связи с изоляцией, жизненных сферах, влияющих на субъективное благополучие и жизнестойкость.
3. Доказать, что блокируемые сферы жизненного пространства (социальные связи, физические ограничения и т.д.), снижение благополучия, вызывают определенные контексты ностальгических воспоминаний.
4. Разработать принципы и подходы к разработке проективных методов диагностики содержания ностальгических переживаний.
5. Выявить связь индивидуальных когнитивных стратегий с содержанием ностальгических воспоминаний.
6. Определить особенности ностальгических эпизодов (частота, модальность, сила) в разных фазах ситуации изоляции (кризиса) в связи с показателями жизнестойкости, благополучия, эффективности.
7. Проверить связь ностальгических воспоминаний с личностными характеристиками (тревожность, смысложизненные ориентации и др.), полученные в зарубежных экспериментальных исследованиях, в условиях ситуации изоляции.
Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов.
1. Феномен ностальгии впервые будет исследован на российской выборке масштабно и комплексно (ситуационный подход, когортный подход, эксперимент, методы моделирования)
2. Ностальгия впервые будет рассмотрена на выборках в вынужденной и добровольной изоляции как универсальное и ресурсное состояние, модерирующее жизнестойкость.
3. Будут исследованы содержание и функции ностальгии в связи с комплексом личностных свойств (тревожность, ценности, смыслы) и индивидуальных когнитивных особенностей (стратегии мышления, интеграция прошлого опыта, продуктивность исполнительных функций), целостно в динамике ситуации изоляции.
4. Методологический ситуационный подход к анализу ситуации изоляции позволит акцентировать: а) специфическое для ситуации ресурсное состояние и б) исследовать динамическую специфику трансформаций целостной системы: личность-состояние-ситуация.
Достижимость и возможность решения поставленных результатов гарантированы следующими условиями:
1. Эмпирическое исследование с целью верификации теоретической модели будет проведено на различных выборках в одном дизайне, с использованием надежного и валидного инструментария.
2. Возможность проведения исследования среди участников длительных экспедиций (вахтовых работ) и заключенных, отбывающих наказание, будет проведено под руководством участников проекта, имеющих подтвержденный опыт исследований на подобных выборках и обладающих высокой исследовательской и практической квалификацией в данной сфере.
3. Соответствие предлагаемых методов и подходов мировому уровню исследований в области экспериментальной психологии, психометрики, психологии личности, когнитивных и нейронаук.
4. Проведение исследований с опорой на современные научные тренды: открытая наука, репликационные исследования, публикация результатов в журналах с открытым доступом и публикация полученных данных и разработанных инструментов в открытых репозиториях.
5. Эвристический подход команды к проверке новых гипотез, сформулированных на основе глубокого понимания предметной области и ограничений существующих исследований.
6. Высокая мультидисциплинарная научная квалификация руководителя и основных исполнителей проекта, имеющих опыт участия в больших междисциплинарных проектах, использующих психологические, экспериментальные и нейрофизиологические методы.
7. Достаточный научный уровень коллектива, подтвержденный публикациями на стыке психологических, нейро- и когнитивных наук, обладающего высокими компетенциями в области разработки психодиагностических методов, актуальных математических приложений и современных методов анализа данных, включая машинное обучение.
Современное состояние исследований по данной проблеме.
Ситуация изоляции (СИ) может быть сопряжена с кризисными состояниями (Акименко et al., 2020), снижением работоспособности (Ohrnberger et al., 2021; Toscano & Zappalà, 2020), повышением тревожности (Robb et al., 2020; Wu et al., 2021), рисками развития депрессии и стрессовых расстройств (Robb et al., 2020; H. O. Taylor et al., 2018; Teo, 2013). Многие жизненные ситуации подразумевают изоляцию: работа вахтовым методом, заключение под стражу, госпитализация по состоянию здоровья и т.д. Одним из самых масштабных примеров является самоизоляция, затронувшая в пандемию COVID-19, миллионы человек и повлекшая за собой увеличение случаев бессонницы, стрессовых и депрессивных расстройств в популяции, общее снижение уровня субъективного благополучия и психологического здоровья (Diaz Hernandez et al., 2021; Henssler et al., 2021; Mitchell et al., 2022). В связи c этим становится особенно актуальным поиск факторов риска и протективных факторов, способных снизить негативные эффекты СИ, повысить жизнестойкость и благополучие людей, добровольно или вынужденно оказавшихся в изоляции.
Предыдущие исследования жизнестойкости в СИ можно классифицировать в зависимости от рассматриваемых в них выборок: 1) исследовательские экспедиции и экипажи космических полетов, добровольно выбравшие работу в СИ (Cooper, 1996; Riva et al., 2022; Temp et al., 2020) 2) заключенные под стражу в пенитенциарной системе (Cloud et al., 2021; Dellazizzo et al., 2020; Luigi et al., 2020) 3) госпитализированные пациенты и люди, столкнувшиеся с изоляцией по медицинским показаниям (Alzahrani, 2021; Chivukula et al., 2017; Mitchell et al., 2022; Weber et al., 2022).
1. Добровольная изоляция: исследовательские экспедиции, экипажи космических полетов, люди, работающие вахтовым методом.
Специфика данного типа изоляции заключается в том, что в большинстве случаев, люди осознанно готовятся к предстоящей изоляции – поэтому важным направлением психологических исследований является организация работы на подготовительном этапе (Vander Ark et al., 1996; Лобза et al., 2018). С одной стороны, проводится отбор состава экипажа или экспедиции, с другой стороны – подготовка людей к условиям работы, а также к возможным сложностям (например, конфликтам),
Отдельно обсуждается психологическое сопровождение в СИ, а также факторы, влияющие на успешность психологической адаптации к новым условиям, где внешние экстремальные условия (например, температурный режим, гравитационные перегрузки) могут сочетаться с социально-психологическими сложностями (отрыв от привычного социального окружения, ограниченность возможных контактов, отсутствие приватности, снижение привычного уровня комфорта, сенсорная депривация) (Bishop et al., 2001; A. J. Taylor, 1998). По нашим данным существует разрыв между количеством современных и, ставших уже классическими, экспериментальных работ, предлагающих методики или технологии, призванные поддержать психологическое благополучие участников таких проектов.
2. Изоляция в пенитенциарной системе.
В широком смысле социальная изоляция заключается в исключении из привычного социального окружения, однако, принудительная пенитенциарная социальная изоляция сопровождается рядом особенностей самой системы (А.Н. Сухов, 1993; А.С. Новоселова, 2007; В.Ф. Пирожков, 2012 и др). В частности, формированием своеобразных норм поведения и групповых ценностей, спецификой принятия новичка в неформальную группу, спецификой складывающегося типа взаимоотношений и их интенсивностью, легкостью возникновения конфликтов и ослаблением их разрешения, особой иерархией членов общества и системы, различными видами социальной депривации (сенсорной, культурной, органической, сексуальной и т.д.) и возникновение на этом фоне различных девиаций (М.Ю. Кондратьева, 2007). На этом фоне опасность СИ проявляется особенно остро: растет число случаев деструктивного поведения среди подозреваемых, обвиняемых, осуждённых (далее – ПОО) – случаев агрессивного и аутоагрессивного поведения, в том числе суицидального.
В ситуации изоляции и кризиса важное значение приобретают адаптационные ресурсы личности. Адаптация личности к условиям отбывания наказания – активный, сознательный, внутренне мотивированный и регулируемый процесс, успешность которого зависит от комплекса объективных и субъективных факторов. Критическими периодами в динамике адаптации личности на различных этапах отбывания наказания являются арест, вступление приговора в законную силу, перемещение в исправительное учреждение, первые шесть месяцев пребывания в исправительном учреждении, шесть месяцев до освобождения и освобождение из исправительного учреждения (Ю А. Дмитриев, Б.Б. Казак, 2007). Особое место занимает период изоляции в следственном изоляторе, что объясняется критическими факторами, оказывающими влияние на адаптацию личности в данный период, – сам факт изоляции и заключения под стражу, а также связанные с этим правоограничения, обстоятельства расследования, обстановка в камере, психологическая обстановка в следственном изоляторе в целом (там же). Особенно тяжелым, как показывают исследования, является формат одиночного заключения, где человек практически лишен помощи извне (Dellazizzo et al., 2020; Luigi et al., 2020)
Успешная адаптация в учреждениях пенитенциарной системы – важный фактор оптимизации жизнедеятельности в учреждениях. Как показывают исследования, негативная адаптация и дезадаптация приводят к ряду негативных последствий, в том числе деструктивному поведению, могут обусловливать дальнейшую криминализацию личности, а также дестабилизируют и дезорганизуют деятельность учреждения (Ю.А. Клейберг, 2008).
Исследования ностальгических переживаний заключенных позволят выявить факторы риска, связанные с утратой прошлого и определить пути психологической поддержки с опорой на значимые жизненные ценности.
3. Изоляция по медицинским показаниям
Можно выделить два типа изоляции по медицинским показаниям – первый связан с карантинными мерами (например, COVID-19), второй – с госпитализацией из-за болезни и ухудшения состояния.
При госпитализации психологическое состояние чрезвычайно значимо, т.к. исследования показывают, что психологические факторы и установки могут влиять на скорость и успешность выздоровления (Petrie et al., 2007). Сложно установить, какой из негативных факторов (сама болезнь или изоляция, отрыв от привычного окружения, неопределенность), имеет эффект и насколько состояние человека зависит от его поведения. В 1978 году Механик ввел термин "поведение при болезни" для обозначения адаптивных и дезадаптивных способов восприятия, оценки и действия в отношении своих симптомов (Mechanic, 1986). К адаптивному поведению при болезни относятся: активное преодоление (в отличие от пассивности, избегания или длительных эмоций), социальная поддержка, оптимизм пациента, юмор, позитивная когнитивная оценка и принятие (в отличие от негативной оценки, такой как катастрофизация). Однако вопрос об адаптивности выбранной стратегии является сложным, т.к. успешность стратегии зависит от состояния здоровья пациента: например, отрицание, стоицизм или когнитивное избегание могут быть адаптивными при травме спинного мозга и раке, но при других заболеваниях могут быть контрпродуктивными (Knadmin, 2017). В связи с этим изучать вопрос об адаптивности (например, ностальгии) следует изучать отдельно для разных выборок.
Отдельным типом изоляции по медицинским показаниям является изоляция в связи с карантинными мерами. Это направление исследований стало особенно актуальным в период COVID-19: психологи предупреждали, что проведение изоляционных мероприятий может иметь негативные последствия для психологического здоровья и социального благополучия граждан – и более поздние популяционные исследования подтвердили существование негативного эффекта (Diaz Hernandez et al., 2021; Mitchell et al., 2022; Wu et al., 2021). Кроме того, в ряде исследований были предложены методики, рекомендации и технологии, помогающие справиться с ситуацией изоляции, повысить жизнестойкость и благополучие людей, в т.ч. занятия спортом (Green et al., 2021), практики осознанности (Dalpati et al., 2022), пребывание на природе (Kaplan Mintz et al., 2021; Ribeiro et al., 2021), использование VR (Peng et al., 2022; Siani & Marley, 2021)и т.д.
Таким образом, разные виды изоляции имеют свою специфику. Немногие исследования, сравнивающие разные типы СИ между собой, указывают, что для разных видов изоляции факторы риска, последствия для ментального здоровья и способы помощи будут частично различаться (Kato et al., 2020). В наиболее общем виде СИ подразумевает следующие риски: отрыв от привычного социального окружения, ограниченность возможных контактов, отсутствие приватности, снижение привычного уровня комфорта, сенсорная депривация, снижение позитивного и увеличение негативного аффекта. Подобная депривация может указывать на дисбаланс, возникающий в разных сферах человеческой жизни: социальной, эмоциональной, профессиональной и т.д. В ситуации изоляции кардинально деформируется привычное жизненное пространство человека (К.Левин: «поведение есть результат взаимодействия личности со средой» (B = f [P,E] – теория жизненного пространства; теория поля); (Гришина, 2013)
Одним из способов, к которым человек неосознанно прибегает, чтобы справиться с депривацией и дополнить какую-либо из дефицитарных областей своего жизненного пространства, является обращение к прошлому. Исследования показывают, что многие компоненты ситуации изоляции (негативные переживания, ситуация одиночества, ощущение бессмысленности жизни - то, что Раутледж назвал психологическими угрозами) являются триггерами подталкивающим человека к состоянию ностальгии (Routledge et al., 2011; Wildschut et al., 2006).
Ностальгия (понимаемая как "сентиментальная тоска или тоскующая привязанность к прошлому") помогает справиться с этими угрозами, выступает как протективный фактор, как ресурс, позволяющий заполнить дефицитарные области. Такое представление о ностальгии противоположно тому, которое господствовало в науке и культуре ранее (см. обзор Sedikides et al., 2015) Ностальгические переживания неоднородны по эмоциональной окраске: они включают в себя как негативно окрашенный (боль, тоску, невозможность вернуться в прошлое), так и позитивно окрашенный компоненты (любовь к вспоминаемым людям и окружению, чувство принадлежности и причастности, чувство безопасности). Длительное время внимание ученых было сосредоточено лишь на негативном компоненте: ностальгия приравнивалась в тревожности и депрессии, обсуждались ее негативные последствия - например, в трудах Ясперса и Гросса, считавшихся классическими, предполагалось, что люди, ослабленные ностальгией, чтобы совладать со своим состоянием, ищут мощные сенсорные стимулы, вплоть до поджогов и убийств. Гросс полагал, что печаль и уныние страдающих ностальгией способны разряжаться в преступлении (Gross, 1918, Ясперс, 1996). Сегодня, отчасти потому что ученые долгое время искали способы “вылечить” ностальгию, ностальгия является относительно малоизученным феноменом (Wildschut, 2006).
Ключевым ограничением работ по ностальгии на сегодняшний день является их сосредоточение на обычной (не кризисной выборке): так, в 2006 году Вильдшут и коллеги (2006) опросили студентов старших курсов о том, как часто они испытывают ностальгию. 79% участников сообщили, что испытывают ностальгию не реже одного раза в неделю, и только 4% участников ответили, что испытывают ностальгию реже чем раз в месяц. Другие исследования также показали, что ностальгия часто испытывается в разных возрастных и культурных группах – без внимания к кризисным выборкам (Hepper, Robertson, Wildschut, Sedikides, & Routledge, 2013; Routledge et al., 2011; Zhou, Sedikides, Wildschut, & Gao, 2008). Исследования о содержании ностальгических воспоминаний также проводились только на широкой выборке: так, исследовании Вильдшута и коллег (Wildschut et al., 2006) был проведен контент-анализ письменных рассказов о ностальгических воспоминаниях, результаты которого показали: наиболее часто в ностальгических воспоминаниях фигурируют близкие люди, а также значимые жизненные события, в ностальгических воспоминания “я” рассказчика занимает центральную роль. Слова и выражения, показывающие позитивный аффект встречались значительно чаще, чем в выражения негативного аффекта, в самоотчётах участники также описываются скорее позитивные, чем негативные эмоции от погружения в ностальгию. Однако стоит подчеркнуть, что эти данные были получены на широкой выборке, основаны на вербальных самоотчетах и отражают лишь тенденцию, без учета индивидуальных различий. Вполне возможно, что, манипулируя содержанием ностальгических переживаний, направляя внимание человека на те или иные детали, можно изменить наблюдаемый эффект.
Отдельным направлением исследований являются экспериментальные работы, направленные на выявление эффекта индуцированной ностальгии на благополучие и жизнестойкость. Большинство таких работ тоже выполнены на широкой выборке: например, серия экспериментов о функциях ностальгии была проведена Вилдшутом и коллегами на выборках студентов и неотобранных взрослых. Результаты показали: ностальгия усиливает позитивные эмоции, повышает самооценку, усиливает чувство социальной общности и близости (Hepper et al., 2012). Важно отметить, что в результате были описаны модерационные модели (например, социальная общность модерировала связь между ностальгией и ощущением себя в прошлом и настоящем (англ. self-continuity). Дальнейшие исследования Раутледжа и коллег дополнили эти результаты и показали позитивное влияние ностальгии на ощущение осмысленности жизни (Routlege et al., 2011; Routledge & Arndt, 2005; Routledge, Sedikides, Wildschut, & Juhl, 2013). Отдельно отметим несколько статей, описывающих эксперименты, проведенные в период вынужденной изоляции во время пандемии COVID-19 и показавшие позитивное влияние ностальгии на субъективное благополучие (Puente-Díaz & Cavazos-Arroyo, 2021; Zhou et al, 2021). Совсем недавно, в 2022 году был опубликован обзор Вилдшута «Польза ностальгии для уязвимых выборок», которая описывает актуальность и неизученность данной проблемы, однако он сосредотачивается на других выборках (не тех, которые мы планируем рассмотреть в данном проекте): мигрантов, пожилых, переживших потерю, страдающих от деменции. В целом автор делает вывод о важности ностальгии для поиска опоры и адаптации к сложным условиям, однако указывает на большое количество потенциальных модераторов (Wildschut & Sedikides, 2022)
Современные исследования ностальгии как ресурса были начаты менее полувека назад и имеют множество ограничений. Главными из них являются: сосредоточение на неотобранной выборке без учета контекста ситуации; оперирование вербальными самоотчетами без внимания к визуально-пространственному компоненту; отсутствие исследований, рассматривающих модерирующую роль когнитивных функций. Важным ограничением является отсутствие системного подхода к изучению феномена - в ситуации и в деятельности. В своем исследовании мы надеемся устранить эти пробелы, обратившись к ситуационному анализу. Ситуационный подход предполагает изучение или анализ событий и явлений в естественных условиях их возникновения и функционирования. Ситуационный подход в психологии представляет собой совокупность теоретических, методологических, методических представлений, в основе которых лежат базовыt взаимосвязанныt принципs: 1) принцип ситуационизма, акцентирующий внимание на ситуационных и контекстуальных влияниях на поведение человека; 2) принцип субъективной интерпретации ситуации, в соответствии с которым ситуация должна описываться исходя из субъективных представлений ее участников, 3) принцип целостного изучения ситуации (Н.В, Гришина, 2016).
Кроме того, когортный подход позволит провести исследование в одном дизайне на выборках, различающихся по параметру добровольность-вынужденность изоляции.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта
Преимуществом исследования является его комплексность, выражающаяся, во-первых, в дополнении обсервационных результатов данными, полученными в экспериментальной и лонгитюдной парадигмах, во-вторых, в разнообразии используемых подходов и методов. Так, предполагается использовать:
1.Ситуационный подход к анализу проживания изоляции в модификации исследовательской группы: анализ ситуации изоляции будет реализован с учетом анализа специфического состояния - ностальгии и исследованием изменения разных уровней ситуации изоляции как кризисной - в динамике.
2.Когортный подход: в фокусе исследования будет несколько специфических выборок, включающих респондентов, объединенных по признаку - переживание изоляции, различающихся по признаку: добровольности - вынужденности
3.Психометрические инструменты для оценки рассматриваемых явлений и конструктов, в т.ч. методы, разработанные членами исследовательской группы:
•методика диагностики симптомов кризиса (Солдатова Е.Л., Шляпникова (2013), Шляпникова И.А., 2009);
•экспресс-методика диагностики структуры субъективного благополучия (Солдатова Е.Л., Бенко Е.В., 2013; 2016);
•короткая онлайн-батарея пространственных способностей, адаптация данной батареи для школьного и студенческого возраста (Будакова и др., 2021, Лиханов и др, 2021);
•тесты оценки личностных характеристик и благополучия, адаптированные командой исследования (Большая пятерка личностных черт и эмоциональные и поведенческие проблемы (Papageorgiou et al., 2020; Likhanov et al., 2020);
4.Качественные методы: Контент-анализ: интервью об опыте проживания ситуации изоляции; анализ текстов, связанных по содержанию с ностальгией, ляжет в основу разработки нового диагностического инструмента для оценки предикторов и содержания ностальгии.
5.Методы моделирования: ключевой задачей будет построение модерационных и медиационных моделей состояния ностальгии в ситуации изоляции.