описание

Изучение комплекса свидетельств о сократических школах IV в. до н.э. как об альтернативной традиции по отношению к "Афинской школе" Платона и Аристотеля, реконструкция и анализ их учений, школьной истории, биографий представителей. Перевод на русский язык и академический комментарий наиболее важных фрагментов сократиков и свидетельств о сократических школах IV в. до н.э.
Исследование философии сократических школ и сократиков (кинической и мегарской школ, киренаиков и элидо-эретрийцах, а также таких фигур, как Эсхин из Сфетта, Херефонт, Феаг, Менексен), в том числе на основании отбора, анализа и перевода наиболее важных и релевантных теме сохранившихся текстов представителей "сократических школ" IV века до н.э. и свидетельств о них (среди них - ряда новых); анализ исторического и институционального контекста: борьбу школ в контексте конкуренции риторики и философии; софистики и учеников Сократа; соотнесение Академии как институции с сократическими школами; анализ школьного пространства такой малоизученной в отечественной историко–философской практике институции как риторическая школа Исократа, а также программы сократических школ; рассмотрение предложенные Исократом философско–педагогические стратегии в качестве влиятельной альтернативы платоновской программы, оказывавшей влияние, в том числе, и на сократические школы; 6. выявление и исследование традиции, альтернативной классической "Афинской философии" (Платон и Древняя Академия, Аристотель и Ликей); анализ источников IV века до н.э., релевантных теме проекта; представление сократических школ в рамках не только философской традиции Запада, но и традиций философии Востока (в частности древнекитайской философской традиции).








основные результаты по проекту в целом

В ходе реализации Проекта были достигнуты следующие результаты:
I. а) сформированы библиография и источниковедческая база Проекта, создана единая электронная база литературы с учетом новейших исследований по заявленной теме Проекта; б) опубликованы исследования, раскрывающие историю изучения сократических школ: их рецепции в традиции как отечественной, так и западной философии; в контексте интеллектуальной культуры V – IV вв. до н.э.; исследован феномен "философской школы" в античности; представлены результаты исследований текстов Платона с точки зрения присутствия в них скрытой цитации и полемики с сократиками; рассмотрена этика киренаиков; описан процесс институализации сократических школ и формирования внутришкольных философских дискурсов; история сократических школ была рассмотрена в связи с таким философским жанром как сократический диалог; представлены реконструкции: основных положений учения Антисфена, Аристиппа, Эсхина из Сфетта, Бриссона; представлены рецепции сократической философии у Ксенофонта; сделан ряд переводов наиболее важных и релевантных теме сохранившихся текстов представителей "сократических школ" IV века до н.э. и свидетельств о них (среди них – Эсхин из Сфетта, Антисфен, Аристипп), рассмотрена история сократической традиции (прежде всего кинизма) в поздней античности; представлены исследования сократических школ в контексте компаративистики.
II. Написана и опубликована коллективная монография "Сократические школы как феномен античной философии и культуры" (248 с.).
III. Руководитель и исполнители проекта приняли участие в 12 научных конференциях:
1. XXV научная конференция "Универсум платоновской мысли": "Платон и античная наука". Санкт-Петербург, 21–22 июня 2017 г.
2. 5-я Московская Международная Платоновская конференция. Москва, 21 сентября 2017 г.
3. Международная философская конференция "Русский Логос: горизонты осмысления". Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2017 г.
4. XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли: Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Санкт-Петербург, 28–30 августа 2018 г.
5. 6-Московская международная платоновская конференция, Москва, 31 октября, 2018 г.
6. Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018. Этика: переосмысление». Санкт-петербургский Государственный Университет, 15-17 ноября 2018 г.
7. Первый российский эстетический конгресс. 17-19 октября 2018, Санкт-Петербург.
8. Жебелёвские чтения – XX Всероссийская научная конференция. Санкт-Петербургской государственный университет. 24–26 октября 2018 г.
9. Международная научная конференция. "Исторический нарратив: прошлое, настоящее, будущее". Москва, 21–22 сентября 2018 г.
10. XXVII международная научная конференции "Универсум платоновской мысли": «Пайдейя, государство, человек: антропология в Платоновской традиции», 28 июня 2019 г., Санкт-Петербург.
11. Всероссийская научная конференции "Жебелевские чтения – XXI", 23-25 октября, Санкт-Петербург.
12. International Meeting: Philosophy and Mathematics - Plato Definition, Power(s), Division", July 12th and 13th, 2019, École Normale, Paris.
IV. Были подготовлены и проведены участниками Проекта 6 рабочих семинаров и 1 круглый стол:
1. Семинар "Сократические школы: актуальность исследования и история вопроса" ("Сократические школы: история вопроса", "Актуальность исследования сократических школ и анализ современного состояния исследований по данному вопросу"), 11 мая 2017 г., РХГА.
2. Семинар "Сократические школы как явление античной философии и культуры" ("Гегель о сократических школах: место и значение сократиков в истории философии"), РХГА, 7 декабря 2017 г.
3. "Сократические школы как актуальная проблема современного философского антиковедения", РХГА, 18 апреля 2018 г.
4. Круглый стол "Сократические школы в историко-философском и компаративистском контексте" (В рамках XХI межвузовской научной конференции. Бог. Человек. Мир. Санкт-Петербург), РХГА, 13–14 декабря 2018 г.
5. Семинар "Проблема реконструкции учения элидо-эретрийской школы", 17 апреля 2019 г.
6. Семинар "История сократических школ в поздней античности: Лукиан Самосатский как интерпретатор предшествующей философской традиции", РГПУ им. Герцена, 20 сентября 2019 г.
7. Семинар "Исследование текстов Платона с точки зрения присутствия в них скрытой цитации и полемики с сократиками", РГПУ им. Герцена, 14 ноября 2019 г.
V. Опубликованы тезисы 10 докладов, сделанных на названных выше конференциях:
1. Демин Р.Н. Диодор Крон о "возможном и невозможном" и элементы временной и модальной классификации суждений у представителей школы имен // XXV Международная научная конференция "Универсум платоновской мысли: Платон и античная наука". Санкт-Петербург, 21–22 июня 2017 г. Тезисы докладов. СПб.: Издательство РХГА, 2017. С.50-52.
2. Мочалова И.Н. Институализация философии в Афинах первой половины IV в. до н.э.: Исократ, Платон и «сократические школы» // 5-я Московская Международная платоновская конференция (Тезисы докладов), Москва, РГГУ, 21 сентября 2017 г. М.: ПФО. РГГУ, РХГА, 2017. С.5–6.
3. Алымова Е.В. Царское искусство ткачества: KAIROS и LOGOS / XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли: Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 28–30 августа 2018 г.СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2018. С.117-122.
4. Демин Р.Н. Брисон как представитель мегарской школы / XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли: Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 28–30 августа 2018 г. – СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2018. С.102–103.
5. Демин Р.Н. Экстравагантный костюм киника Менедема из Лампсака / Первый российский эстетический конгресс. 17–19 октября 2018, Санкт-Петербург. Тезисы докладов СПб., Российское эстетическое общество, 2018. С.210–212.
6. Демин Р.Н. Концепция «девяти добродетелей» в главе «Ся бянь цзи» «Ши цзи» и главе «Шуй ди» «Гуань-цзы» / Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018. Этика: переосмысление». Санкт-петербургский Государственный Университет, 15–17 ноября 2018 г. Материалы конференции / Отв.ред. В.Ю. Перов. СПб.: ООО «Сборка», 2018. С.29–30.
7. Караваева С.В. Образ Сократа-киника в поздней античности / XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли: Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 28–30 августа 2018. С.125–128.
8. Мочалова И.Н. Платон и сократики: реконструкция дискуссий / XXVI научная конференция «Универсум платоновской мысли: Платоновское наследие в исторической ретроспективе: интеллектуальные трансформации и новые исследовательские стратегии». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 28–30 августа 2018.С.43–46.
9. Мочалова И.Н. Сократические школы в отечественной истории философии XIX века: формирование традиции / 6-я Московская международная платоновская конференция: материалы Международной научной конференции, Москва, Российский государственный гуманитарный университет. 31 октября 2018 г. / под. ред. И.А. Протопоповой и А.В. Гараджи. М.: ПФО; РГГУ; РХГА, 2018. С.42–44.
10. Мочалова И.Н. Учение об удовольствии в контексте дискуссий IV в. до н.э. в Афинах / Международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2018. Этика: переосмысление». Санкт-Петербургский Государственный Университет, 15-17 ноября 2018 г. Материалы конференции / Отв.ред. В.Ю. Перов – СПб.: ООО «Сборка», 2018. С.68–69.
VI. Опубликованы 19 статей и 2 статьи приняты к печати и будут опубликованы в 2020 г., из них: 5 – в журналах, индексируемых в базах Web of Sience, Scopus, 4 – в журналах, входящих в перечень ВАК, 12 - в изданиях, индексируемых в РИНЦ:
1. Алымова Е. Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога // Платоновские исследования. 2017. Т. 7. № 2 (7). С. 97–116 (РИНЦ).
2. Алымова Е.В. Socratic Dialogue as Kairotic Logos // Жупнал СФУ. Гуманитарные науки Том 12, № 13 (2019) (Scopus).
3. Алымова Е.В. Два Пира (статья принята к публикации 29.11.2019 в журнал Платоновские исследования, планируется к публикации в первом номере журнала за 2020 г.) (Scopus).
4. Алымова Е.В., Караваева С.В. Аристипп из Кирены: феноменология наслаждения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб.,2019. № 1. С.7–15 (перечень ВАК).
5.Алымова Е.В., Караваева С.В. Сократические школы как актуальная проблема современного философского антиковедения // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция». 2019. Том XIII, вып. 2. С. 670–683 (Scopus,Web of Science).
6. Алымова Е.В. Караваева С.В. Геракл как протагонист кинической литературы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Вып. 4. СПб.: Изд-во РХГА, 2018.C.262–270 (перечень ВАК).
7. Дёмин Р.Н. Диодор Крон и элементы временной и модальной классификации суждений у представителей школы имен (Дэн Си, Гунсунь Лун) // XXV Научная конференция "Универсум платоновской мысли": "Платон и античная наука".Санкт-Петербург, 21–22 июня 2017 г. Сборник статей. Приложение к журналу «Вестник РХГА». С.57–63 (РИНЦ).
8. Дёмин Р.Н. Античные истоки концепции философской клиники Константина Сотонина // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2017 г.: В 2-х т. Т.2. С.479–482 (РИНЦ).
9. Дёмин Р.Н. Две формы гедонизма: Гегесий Киренский и древнекитайский философ Ян Чжу // Сборник материалов XXVII научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Пайдейя, государство, человек: антропология в Платоновской традиции». Санкт-Петербург, 28 июня 2019 г. СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2019. С. 5-15 (РИНЦ).
10. Караваева С.В. «Аякс» и «Одиссей» Антисфена в историческом, литературном и философском контексте второй половины V – первой половины IV в. до н.э. // XXV Научная конференция "Универсум платоновской мысли": "Платон и античная наука". Санкт-Петербург, 21–22 июня 2017 г. Сборник статей. Приложение к журналу «Вестник РХГА». С.28–36 (РИНЦ).
11. Караваева С. В. Ἀρετή воина: Одиссей и Аякс Антисфена и воин-страж Платона // Платоновские исследования. 2017. Т. 7. № 2 (7). С. 117–126 (РИНЦ).
12. Караваева С.В. Слово и дело в Меморабилиях Ксенофонта (статья принята к публикации 02.12.2019 в журнал Вестник Русской христианской гуманитарной академии в 2020 г.) (перечень ВАК).
13. Мочалова И.Н. Феномен сократических школ в "Истории древней философии" С.Н. Трубецкого // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2017 г.: В 2-х т. Т.2. С.493–497 (РИНЦ).
14. Мочалова И.Н., Казеннов А.С. Гегель о сократических школах: место и значение сократиков в истории философии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб.,2017. № 3. С.22–34 (перечень ВАК).
15. Мочалова И.Н. Философия Антисфена и формирование кинической традиции // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2019. № 1. С.16-25 (Перечень ВАК).
16. Мочалова И.Н. Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе //Платоновские исследования, 10.2 (2019). С.117–136 (Scopus).
17. Светлов Р. Отчего киники не видели «стольности» и «чашности»? // Платоновские исследования. 2017. Т.6. № 1 (6). С. 82–88 (РИНЦ).
18. Светлов Р. Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херофонта из Сфетта // Платоновские исследования. 2017. Т. 7. № 2 (7). С. 84–96.
19. Светлов Р.В. Религия Сократа: был ли Сократ христианином до Христа? // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии: научный журнал. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2017. № 1. С.67-73 (РИНЦ).
20. Светлов Р.В. Юлиан Отступник - "последний киник"? // Платоновские исследования. 2018. Т. 9. № 2 (9). С.106-120 (РИНЦ).
21. Светлов Р.В. Философ на городской улице. // Праксема. Проблемы визуально семиотики. №3 (21), 2019, С.11–26 (Scopus).
VII. Результаты исследований по теме Проекта были использованы участниками Проекта: а) в разработке рабочей программы учебной дисциплины "Сократические школы" для магистратуры СПБГУ (образовательная программа магистратуры BM. 5749.2018 - Философские практики: античность и современность, 2018-2019 гг); б) в написании отдельных глав двух учебных пособий: Учебное пособие / Москва, 2018. Сер. 63 Бакалавр. Академический курс. Модуль (1-е изд.); История античной философии / Под ред. проф., д. филос.н. Р.В. Светлова. М.: Центр учебной и научно-просветительской литературы - Познание, 2019.
VIII. Все доступные для публичного использования материалы, задействованные в работе над проектом, были размещены на сайте проекта: https://socraticschools.wixsite.com/socratiki.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Алымова Е.В. - Работа над коллективной монографией: написание вступительной статьи, запланированных разделов монографии, работа над переводами. Редактура монографии. Публикации: 7, из них: 6 - статьи в научных журналах и 1 - тезисы доклада. Выступления с докладами на 4 конференциях и участие в 7 семинарах по теме проекта. Создание и поддержание интернет-страницы Проекта.
Демин Р.Н. - Работа над коллективной монографией: написание запланированных разделов монографии. Публикации: 7, из них: 3 - статьи в научных журналах и 4 - тезисов докладов. Выступления с докладами на 6 конференциях и участие в 7 семинарах по теме проекта.
Караваева С.В. - Работа над коллективной монографией: написание вступительной статьи, запланированных разделов монографии, работа над переводами. Корректура и редактура монографии. Публикации: 7, из них: 6 - статьи в научных журналах и 1 - тезисы доклада. Выступления с докладами на 5 конференциях и участие в 7 семинарах по теме проекта. Создание и поддержание интернет-страницы Проекта.
Мочалова И.Н. - Работа над коллективной монографией: написание запланированных разделов монографии. Публикации: 8, из них: 4 - статьи в научных журналах и 4 - тезисы доклада. Выступления с докладами на 7 конференциях и участие в 7 семинарах по теме проекта.
Светлов Р.В.. - Работа над коллективной монографией: написание запланированных разделов монографии, редактура монографии. Публикации: 5 статей в научных журналах. Выступления с докладами на 8 конференциях и участие в 7 семинарах по теме проекта.

передача полной копии отчёта третьим лицам для некоммерческого использования: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается

проверка отчёта на неправомерные заимствования во внешних источниках: разрешается/не разрешается (учётная форма ЦИТиС)

разрешается
Краткое название__
АкронимRFBR_RFH_2017 - 3
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца21/03/1925/12/19

ID: 39816280