Проект: исполнение гранта/договора › исполнение этапа гранта/договора
Научная проблема, на решение которой направлен проект
Тема заявленного исследования касается важного аспекта проблемы взаимосвязи религии и политики в античности:основная цель проекта – исследовать особенности представлений о религиозных авторитетах в античном мире и проанализировать механизмы влияния этих «экспертов» на практику принятия политических решений. Предполагается рассмотреть наиболее характерные примеры взаимоотношений религиозных авторитетов разного типа –общепризнанных центров оракульной практики, жреческих корпораций, очистителей,пророков, колдунов, астрологов и др. – с государством и обществом на различных этапах античной истории. При этом важным представляется исследовать роль и влияние религиозных авторитетов как в кризисных для общества ситуациях, так и в обычной политической практике в период социальной стабильности. Актуальность проблемы, научная значимость решения проблемы.Научная значимость исследования данной проблемы определяется несколькими обстоятельствами. Прежде всего, анализ проблемы религиозных авторитетов позволяет конкретизировать наши представления о религиозной жизни античности, а также сравнить в этом отношении греческое и римское общество и обозначить различие между ними. Далее, оно дает возможность уточнить и расширить наши представления о специфике античной цивилизации,которая составляет основу современного западного общества. Кроме того,обращение к античным истокам в современную эпоху, когда религиозный фактор по-прежнему играет важную роль в различных сферах жизни, дает возможность лучше понять многие общественные явления последних десятилетий, особенности теории и практики современной религиозной жизни и политической культуры.
Актуальность данной темы обусловлена тем значением, которое имеет в современном мире проблема экспертизы решений, принимаемых, прежде всего, в политике, а также в бизнесе, экономике,управленческой сфере. Современную мировую практику, особенно европейскую, во многом определяют традиции, восходящие еще к эпохе античности, когда особенное значение в общественной жизни имел религиозный фактор. Именно поэтому важным для нашего времени оказывается рассмотрение религиозной экспертизы в историческом разрезе, определение ведущих типов подобных экспертов и особенностей механизмов их влияния в разные периоды античности. Как в древности, так и в наше время, наряду с экспертами, обладающими официальным признанием и статусом — определенными знаниями и заслугами в тех или иных областях, процесс принятия решений зачастую происходит с учетом мнений и«неофициальных экспертов» — астрологов, гадателей, экстрасенсов и т.п. Таким образом, изучение античного материала помогает понять основы и способы функционирования данного явления в современности.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, ее масштаб
Работа над проектом предполагает решение следующих задач:
– выявить особенности представлений о религиозном авторитете в античном обществе, систематизировать данные античной литературной традиции по этому вопросу, определить основные типы «религиозных экспертов» и особенности их эволюции на различных этапах античной истории;
– рассмотреть характерные примеры взаимоотношений религиозных авторитетов разного типа (общепризнанных оракульных центров, жреческих корпораций, очистителей, пророков, колдунов, астрологов и пр.) с государством и обществом, их роль в практике принятия политических решений;
– изучить значение и особую роль религиозных авторитетов в разрешении кризисных ситуаций (социальных катаклизмов, политических пертурбаций, войн и др.), а также их участие в обычной политической практике в период социальной стабильности (установлении новых государственных культов, организации праздников, выводе колоний и т.п.).
Таким образом, изучение данного комплекса связанных между собой задач направлено на углубление наших представлений как о конкретных аспектах темы«религиозной экспертизы» на различных этапах развития античного общества, так и об общих закономерностях и механизмах влияния религиозных авторитетов на политическую жизнь древних греков и римлян.
Научная новизна поставленной задачи, обоснование достижимости решения поставленной задачи и возможности получения запланированных результатов.
Научная новизна предлагаемого проекта состоит в исследовании темы«религиозных экспертов» в античности, которая по существу была сформулирована лишь в последние десятилетия. Особое внимание будет уделено самому понятию«религиозный авторитет», классификации и систематизации его носителей, эволюции доминирующих типов его представителей, определению их роли в общественно-политической жизни античного общества в различные периоды его истории. Все это способствует изучению новых аспектов древнегреческой и римской религии, конкретизации механизмов влияния религиозного фактора на различные сферы жизни античного общества, позволяет оценить значение опыта классической древности для вызовов современного мира, в котором данный фактор также играет весьма важную роль.
Современное состояние исследований по данной проблеме.
Тема религиозного фактора в политике является одной из центральных проблем в изучении античного общества. Традиционно в центре внимания оказывалось изучение государственных культов, официальных жреческих корпораций,религиозной основы и легитимизации политической власти. В последние годы мы видим появление новых акцентов в изучении этой проблемы, которые связаны с использованием подходов и методов социологии, антропологии, исторической психологии.
В изучении различных религиозных авторитетов в древней Греции следует подчеркнуть значение уже ставших классическими по данному кругу вопросов работ В. Буркерта, кроме его знаменитого труда по архаической и классической греческой религии (русск. перевод: Греческая религия: Архаика и классика СПб.,2004) укажем на исследования по мистике и магии: Burkert W. Itinerant Divinersand Magicians: A Neglected Element in Cultural Contacts // The Greek Renaissance of the Eighth Century B.C.: Tradition and Innovation / Ed. by R. Hägg. Stockholm, 1983. P. 115–119. Важнейшее значение для темы проект имеют исследования,посвященные греческой мантике и римской дивинации, особенно значению Дельфийского оракула – крупнейшего оракульного центра античного мира. Из более ранних работ укажем на статьи К. Морган (Morgan C. Divination and Society at Olympia and Delphi // Hermathena. Vol. CXLVII. 1989. P. 17–42) и Р. Паркера (Parker R. Greek States and Greek Oracles // Crux. Essay in Greek History Presented to G. E. M. De Ste. Croix on His Birthday. London, 1985. P. 298–326), в которых с использованием социологических подходов рассматривается значение оракулов в жизни греческих полисов. Из монографий последних десятилетий особенно важны: работа М. Мааса, в которой широко привлекается археологический материал (Maass M. Das antike Delphi. Orakel, Schätze und Monumente.Darmstadt, 1993), культурологическое исследование Ф. Розенбергера (Rosenberger V. Griechische Orakel: Eine Kulturgeschichte. Darmstadt, 2001), сочинение Х. Боудена, посвященное связям с Дельфами одного из самых влиятельных в политическом отношении полисов Эллады – Афин (Bowden H. Classical Athens and the Delphic Oracle. Cambridge, 2005). Из новейших исследований особенно интересны работы М. Скотта о различных аспектах значения авторитетных панэллинских религиозных центров, прежде всего оракула Аполлона в Дельфах (Scott M. 1) Delphi and Olympia: The Spatial Politics of Panhellenism in the Archaic and Classical Periods. Cambridge, 2010; 2) Delphi: AHistory of the Center of the Ancient World. Princeton, 2014). Различным аспектам истории этого явления в архаической и классической Греции посвящен целый ряд работ И. Е. Сурикова, которые недавно были объединены во втором разделе издания: Суриков И.Е. Античная Греция. Ментальность, религия культура. М., 2015).
Изменения, произошедшие в этой области в эпоху эллинизма, описаны в сохраняющей свое значение до сих пор классической книге А. Д. Нока (русск. пер.: Нок А. Д. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина. СПб., 2011). В последние десятилетия активно изучаются особенности религиозной жизни в эллинистическом мире, в частности особенное распространение мистических культов и магических практик (Gasparro G. S. Soteriology and Mystic Aspects in the Cult of Cybele and Attis. Leiden, 1985; Power, Politicsand the Cults of Isis / Ed. by L. Bricault, M. J. Versluys. Leiden, 2014). Феномену культа правителя и его служителям посвящена недавно вышедшая коллективная монография:«Боги среди людей»: культ правителя в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире / Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. М., 2016.
Роль источников и носителей религиозного авторитета в Риме царского и республиканского времени была изучена в работах Е. М. Штаерман «Социальные основы религии Древнего Рима» (М., 1987), Дж. Шайда «Религия римлян» (русск. перевод: М., 2006), А. Сморчкова «Религия и власть в Римской республике: магистраты, жрецы, храмы» (М., 2012), Й. Рюпке (Rüpke J. On Roman Religion.Lived Religion and the Individual in Ancient Rome. London, 2016). Роли жреческих корпораций в религиозной, социальной и политической жизни Рима посвящена коллективная монография «Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права» (М., 2001). В ряде работ специально исследуется тема дивинации в политике царского и республиканского Рима (Сидорович О. В. Дивинация: религия и политика в архаическом Риме //Религия и община в Древнем Риме / Под ред. Л. Л. Кофанова и Н. А. Чаплыгиной. М., 1994; Рюпке Й. Дивинация и принятие политических решений в эпоху республики // ВДИ. 2005. № 1. С. 34-48). Кроме того, отдельно нужно указать на важный сборник статей по римской религии (A Сompanion to Roman Religion / Ed. by J. Rüpke. Oxford, 2006), где целый раздел посвящен вопросам о типах религиозных экспертов и анализу их практик в контексте социальной и политической истории Римского государства; для темы проекта особенно важны статьи Н. Белэйч, Ф. Розенбергера и М. Хорстер.
Концептуальную важность до настоящего времени сохраняют статьи Ч. Филлипса «Социология религиозного знания в Римской империи до 284 г.» (ANRW.Bd. II. 16.3. 1986. P. 2711-2732) и Д. Франкфуртера «Динамика ритуальной экспертизы в эпоху античности и позже: к новой таксономии “магов”» (Magic and Ritual in the Ancient World / Ed. P. A. Mirecki, M. W. Meyer. Leiden, 2002. P.159–178). В них обозначены основные проблемы, связанные с носителями религиозного авторитета, с объяснением происхождения их влияния и с их взаимодействием с государством и обществом; во второй статье, кроме того, были проведены интересные антропологические параллели со сходными практиками в других культурах. Колдунам и разного рода пророкам были посвящены две большие главы капитальной книги Р. МакМаллена «Враги римского порядка» (Cambridge,1966), где было указано на то, что их активность часто носила нежелательный для официальных структур характер и рассматривалась как источник постоянного беспокойства как на бытовом, так и на государственном уровне.
Деятельность «индивидуальных экспертов» – магов, астрологов и других предсказателей будущего – была рассмотрена в монографиях Ф. Крамера (Cramer F.Astrology in Roman Law and Politics. Philadelphia, 1954), М. Дики (Dickie M. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London; NewYork, 2001) и Х. Вендта (Wendt W. At the templegates: the religion of freelance experts in the early Roman empire. NY, 2016). Важной вехой в изучении этой стороны религиозной жизни античного мира стали сборники,посвященные борьбе за влияние, происходившей между различными культами в крупных городах Римской империи (Religious Rivalries and the Struggle forSuccess in Sardis and Smyrna / Ed. R. S. Ascough. Wilfrid Laurier, 2005;Religious Rivalries in the Early Roman Empire and the Rise of Christianity /Ed. L. E. Vaage. Wilfrid Laurier, 2006; Religious Competitions in the III cent.CE: Jews, Christians, and the Greco-Roman World / Ed. J. D. Rosenblum, L.Vuong, N. DesRosiers. Göttingen, 2014). Опубликованные в них статьи отчетливо обозначили вопросы, волновавшие обычных горожан, те способы, которыми они их стремились решать, и тех религиозных экспертов, к которым они обращались.
Особую главу в изучении этого вопроса представляет раннее христианство. Особенностью новой религии стало усвоение иудейских и античных традиций, синтез которых привел к появлению нового представления о религиозном авторитете и возникновению неизвестных ранее типов религиозных лидеров — духовного учителя,епископа и мученика; эти вопросы обсуждаются в статьях Дж. Данна, Дж. Леманса, П. Китцлера. Роль религиозного авторитета в альтернативных раннехристианских течениях – ересях – освещена в исследованиях К. Маркшиса (Markschies K.Valentinus Gnosticus. Tübingen, 1992) и Э. Томассена (Thomassen E. The Spiritual Seed. The Church of the “Valentinians”. Leiden, 2006), посвященных валентинианскому гнозису, и книге К. Треветт (C. Trevett. Montanism. Gender, Authority and the New Prophecy.Cambridge, 1996), где изучается движение монтанистов.
Кроме того, методологически значимыми оказываются исследования,посвященные проблеме анализа механизмов принятия политических решений в эпоху Возрождения и раннего Нового времени – они дают много параллелей для античного материала (Companion to Astrology in the Renaissance / Ed. by B. Dooley. Leiden, 2014; CambridgeHistory of Magic and Witchcraft in the West. From Antiquity to the Present /Ed. by D. J. Collins. Cambridge, 2015).
В целом, в историографии различные аспекты темы «религия и политика в античном мире» и ее осмысления получила весьма широкое освещение, однако тема«религиозной экспертизы» применительно к античному обществу в целом оказывается пока недостаточно изученной в подобных исследованиях, что является дополнительным стимулом для обращения к этому кругу вопросов.
Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта.
Данные античной традиции позволяют систематизировать типы религиозных авторитетов по нескольким критериям: официальные – неофициальные, традиционные– новые, рутинные – харизматические, коллегии – отдельные индивиды. Последнее противопоставление представляется особенно значимым, так как сообщества экспертов, по большей части, представляют собой официально признанные институты и инкорпорированы в государственную структуру, а «одиночки», как правило,тяготеют к оппозиционности.
Рассмотрение различных категорий носителей религиозного авторитета предполагает использование своих критериев для каждого из них. Анализ влияния официально признанных религиозных институтов, как принадлежащих к конкретному гражданскому коллективу (например, коллегия жрецов полисного культа), так и внешних по отношению к нему (Дельфы), должен учитывать историю их возникновения и функционирования, вписанность в существующую систему общественных и межгосударственных отношений и политическую ангажированность, характер взаимоотношений с другими религиозными центрами и одиночными экспертами в различных формах (сотрудничество, сосуществование,конкуренция), наконец, явные и тайные каналы влияния на принятие тех или иных решений.
Исследование индивидуальных религиозных экспертов должно происходить с учетом контекста распределения практических знаний, авторитета и притязаний на влияние, которые существуют в данное время в данном месте. Статус эксперта мог быть получен благодаря следующим факторам или их комбинации: родственным связями, шире, принадлежности к определенному роду, приобретенным навыкам,особенностям внешнего облика, интеллекту, ссылкам на особую связь с миром сверхъестественного и институциональной принадлежности. Для изучения деятельности таких экспертов важно отметить следующие характеристики:приемлемость их фигуры для сообщества; возможность выступить в качестве объединителя новых и старых парадигм и технологий; готовность представить свой«проект», где он выступает как пророк новой силы и ее носитель; способность продемонстрировать опасности, с которыми он сталкивается в своей деятельности,и способность их преодолеть.
Уже у Гомера упоминаются известные к тому времени типы религиозных авторитетов: с одной стороны, жрец храма – Хрис, Лаокоон и др., с другой,бродячий прорицатель – Калхант, Мопс, Тиресий. Упоминается в поэмах Гомера и важнейшее прорицалище античного мира – оракул Аполлона в Дельфах. Общегреческие религиозные центры в Дельфах и Олимпии, история которых восходит еще к крито-микенской эпохе, будут играть важнейшую роль в общественной жизни греков в архаический и классический период и сохранят свое значение почти до конца античного мира. Для религиозных установлений Рима, которые были заложены еще Нумой Помпилием, такое же значение имели Сивиллины книги и различные жреческие коллегии. В последующей греческой и римской традиции среди основных категорий религиозных авторитетов можно назвать: коллегии должностных лиц-жрецов,связанных с различными культами, харизматиков-одиночек (прорицатели,очистители, реформаторы и пр.) и интеллектуалов, пытающихся переосмыслить религиозную традицию и дать ей новое наполнение (Пифагор, Ферекид, орфики и пр.). Иногда греки и римляне обращались к чужеземным богам и религиозным авторитетам (например, в Афинах во второй половине V в. до н.э. получили широкое распространение восточные культы – Бендиды, Матери богов, Аммона, в республиканском Риме – Кибелы, Асклепия и др.), особенно популярным это явление стало в эпоху эллинизма, когда взаимодействие восточной и античной религиозных традиций приобрело особую интенсивность. В это время на первый план выходят новые действующие лица – астрологи, служители всевозможных восточных религий,жрецы культа эллинистических царей, а в Риме — императорского культа. В первые века н.э. появляются представители новой традиции, так называемые божественные мужи, самым знаменитым из которых был пророк и чудотворец Аполлоний Тианский. К этому образцу типологически близки создатели философско-религиозных течений —герметизма и «Халдейских оракулов», а позже — неоплатоники-теурги. Все они пользовались большим авторитетом в позднеантичном обществе, а многие были приняты при дворе и могли оказывать определенное влияние даже на римских императоров.
В христианстве процесс формирования духовных авторитетов шел другим путем. Первое поколение лидеров – Христос и апостолы – были яркими харизматиками, но вскоре начался инициированный ими же процесс рутинизации и появляются «административные лидеры» – клир (епископы, пресвитеры и диаконы). Харизматики-пророки и бродячие учителя отходят на второй план, постепенно исчезая к концу II в. Им на смену приходят интеллектуалы (апологеты и другие писатели) и практики (исповедники, аскеты). Но пророки и духовидцы не сошли окончательно с исторической арены: они сохранили свою роль в различных альтернативных течениях (ересях) – гностицизме, монтанизме и пр. После признания христианства в правление Константина Великого христианские духовные лидеры стали неотъемлемой частью римской элиты и оказывали большое влияние и на придворную жизнь, и на государственные дела.
Кроме вопроса о типах религиозных авторитетов другим важным направлением проекта является анализ взаимоотношений религиозных авторитетов разного типа с государством и обществом, их роль в практике принятия политических решений, а также проблема лояльности и оппозиционности к власти. Античный материал показывает разные модели такого рода взаимоотношений. При работе над проектом предполагается рассмотреть наиболее типичные и репрезентативные примеры влияния общепризнанных центров, жреческих корпораций, очистителей, пророков, колдунов,астрологов и пр. При этом внимание будет уделено значению и роли религиозных авторитетов как в разрешении кризисных ситуаций (социальных катаклизмов,политических пертурбаций, войн и др.), так и в обычной политической практике в период социальной стабильности (установление новых культов, праздников, вывод колоний,традиционная обрядовая практика и т.п.).
При обращении к древнегреческому материалу особое внимание предполагается уделить значению оракулов в государственной жизни эллинов. В ряду важнейших религиозных экспертов архаической и классической Греции особое место занимает Дельфийский оракул, за советом к которому обращались не только частные лица, но и официальные посольства греческих общин. Пифийские оракулы не столько были предсказанием будущего, сколько являлись «руководством к действию»в настоящем, содержали бесспорно авторитетный для вопрошавших совет, освященный религиозной санкцией. Выступая для греческих полисов средством достижения согласия в обществе и своеобразным механизмом поддержания его стабильности,Дельфы сыграли значимую роль в политической жизни архаической и классической Греции, особенно заметна их роль в таких важнейших процессах, как колонизация,законодательная реформа, а также в распространение полисной модели в греческом мире. Предполагается также рассмотреть тему взаимоотношений Дельфийского оракула с крупнейшими полисами Греции эпохи архаики и классики – Афинами и Спартой, которые определяли политическую ситуацию в Элладе. Особую роль в греческих полисах в ситуации кризиса (внутриполитические распри, захват города врагом, эпидемии и пр.) играли очистительные процедуры, для совершения которых приглашали специальных лиц со стороны, чаще всего по совету Дельфийского оракула, высшего авторитета в установлении обрядов очищения (наиболее важные примеры – очищения после Килоновой скверны в Афинах, гибели Павсания в Спарте).Важную роль авторитетные религиозные центры играли в политической пропаганде и презентации власти (так, история дельфийских сокровищниц и других «священных даров» в архаический период демонстрирует попытки старших тиранов легитимизировать свою власть, а в эпоху классики выступает своеобразным отражением политической ситуации в Элладе и соперничества греческих общин в их претензиях на первенство в греческом мире).
В эпоху эллинизма в античном мире получают распространение восточные религии. Наибольший интерес здесь представляют новации, возникшие в результате взаимодействия античного и восточного начал. В первую очередь, это царский культ и то, как жрецы местных, восточных культов, легитимизировали власть эллинистических царей в Египте и Сирии в глазах местного населения. Затем, это новые для Запада способы предсказания будущего (дивинации) и их взаимодействие со старыми, традиционными для античного мира святилищами и практиками. Особое внимание будет уделено распространению астрологии, буквально за несколько первых десятилетий III в. до н.э. захватившей весь западный мир, и тому влиянию, которое придворные астрологи оказывали на правителей, а их менее удачливые бродячие собратья – на простой народ. Наконец, в эллинистический период происходят серьезные изменения в отношении к магам: если до того они были маргиналами, презиравшимся интеллектуалами, то сейчас они оказываются носителями древней персидской традиции мудрости, а их занятия превращаются из недозволенного законом колдовства в особый вид философии.
При обращении к римской истории царского и республиканского времени в центре внимания окажется становление древнейших жреческих коллегий, особенно тех, к которым прибегали при принятии политических и общественно значимых решений — авгуров и толкователей Сивиллиных книг. Отдельной темой для исследования здесь станет высокий авторитет, которым пользовались этрусские прорицатели в Риме. Римляне достаточно быстро интегрируются в средиземноморское культурное пространство и принимают авторитет традиционных религиозных центров,в первую очередь, Дельфийского оракула. В IV–III вв. до н.э. в Риме официально вводятся новые культы Эскулапа и Кибелы, причем их введение санкционировано оракулом Аполлона. В кризисное время Гражданских войн II–I вв. до н.э. у многих лидеров, например, Мария, появляются свои личные религиозные эксперты, с одной стороны, консультирующие своих покровителей и обеспечивающие им особую связь с божеством, а с другой, укрепляющие их авторитет в глазах последователей.
В эпоху Империи центром принятия политических решений становится императорский двор, и он же становится законодателем моды для других сословий.Так как вся власть оказывается сосредоточена в руках монарха, то большое значение приобрел ближний круг его советников, среди которых важную роль играли придворные астрологи, названные Ф. Крамером «силой за троном». Самый яркий их представитель — Трасилл, служивший Тиберию и Калигуле. Астрологи пользовались большим авторитетом у большинства населения Империи, особое значение гороскопы приобретали во время войн и эпидемий, а робкие попытки критики этого учения подвергались насмешкам. Не меньшим влиянием пользовались маги, и хотя их искусство преследовалось по закону, к их услугам прибегали представители всех сословий, а обвинения в колдовстве, причем не всегда фальсифицированные, были частым аргументом в процессах по обвинению в оскорблении императора. В эпоху Антонинов происходит бурный всплеск интереса к религиозной жизни, возникает множество новых культов, и Лукиан в своей сатире «Александр, или Лжепророк» показывает,при помощи каких именно средств только что основанный храм с оракулом получил большую известность в провинциях и в самом Риме. Взаимоотношения между этими новыми центрами религиозного авторитета носили самый разный характер – от сотрудничества до жесткой конкуренции, нашедшей отражение в античной литературной, эпиграфической и папирологической традиции.
Важным направлением исследования является изучение вопроса о месте и значении практического знания в экспертной практике религиозных авторитетов:например, практическая ценность обращения к Дельфийскому оракулу в процессе вывода колоний, религиозные центры как носители социального практического опыта, медицинские знания колдунов и астрологов и др. Особый интерес представляет рассмотрение вопроса о добросовестности религиозных экспертов и их ангажированности, а также вопросе о подлогах, коррупции, различных спекуляциях в этой области (подкуп, обман, различные фальсификации и др.). Не только скептически настроенные современные исследователи предполагают в этой сфере злоупотребления и подлоги различного рода, сами античные авторы неоднократно сообщают о подобных случаях, пусть и с различными оговорками относительно достоверности этой информации: Геродот упоминает о возможном подкупе дельфийской Пифии спартанским царем Клеоменом и особенных отношениях афинского рода Алкмеонидов с Дельфийским святилищем, Диодор рассказывает о выдувании огня и других чудесах сирийца Эвна, которые сыграли не последнюю роль в выборе его предводителем восставших рабов на Сицилии, Тацит с иронией пишет о «чуде»,совершенном императором Веспасианом в александрийском храме Сераписа, что обеспечило ему поддержку в борьбе за власть, Лукиан описывает историю создани якульта Гликона – нового Асклепия, позволившего его создателю обогатиться и добиться влияния и т.д.
Рассмотрение всех этих вопросов позволяет проследить эволюцию и взаимодействие различных типов религиозных авторитетов в древнем мире, что, в свою очередь, позволит лучше понять влияние религиозного фактора на различные сферы жизни античного общества.
Проект планируется на два года, его реализация рассчитана на два этапа. Первый этап – 2023 г. На этом этапе, кроме разработки целого ряда конкретных сюжетов темы, главное внимание будет уделено проблемам историографии и методов изучения проблемы религиозной экспертизы в античности, а также источниковедческом анализе письменных, эпиграфических, нумизматических и др. материалов по теме проекта. На этом этапе планируется изучение темы проекта в ее следующих аспектах: 1) панэллинские религиозные центры в межполисном и международном контексте; Дельфийский оракул в социальной и политической жизни античности (общегреческие святилища и политическая пропаганда, Дельфийский оракул и политическая жизнь крупнейших полисов Греции –Афин и Спарты, Дельфы в римской традиции); 2) религиозные эксперты в период Римской империи (астрологи, колдуны и пр.); 3) носители авторитета в христианской традиции I – начала IV в.
Итоги исследования первого года выполнения проекта планируется представить в докладах (не менее 4) на всероссийских и международных научных конференциях и семинарах. По итогам работы будет подготовлен промежуточный отчет и опубликовано/сдано в печать не менее 4 статей, индексируемых в РИНЦ, в том числе 2 – в изданиях Scopus/WoS CC, RSCI.
Второй этап – 2024 г. На этом этапе предполагается преимущественное исследование темы по следующим направлениям: 1) значение военной мантики в античном мире; религиозные авторитеты и прекращение гражданской смуты; 2)религиозные эксперты в период Римской республики; этрусские прорицатели в Риме;3) «языческие авторитеты» и христианство, межрелигиозная конкуренция в период Римской империи.
Итоги второго этапа исследования планируется представить в докладах (не менее 4) на всероссийских и международных научных конференциях и семинарах. В результате работы будет подготовлен итоговый отчет и опубликовано/сдано в печать не менее 3 статей, индексируемых в РИНЦ, в том числе 2 – в изданиях Scopus/WoS CC, RSCI.
Таким образом, за весь срок работы над проектом планируется опубликовать/сдать в печать не менее 7 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, в том числе 3 – в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science СС и/или Scopus, 1 – в изданиях, индексируемых в RSCI; а также представить итоги исследования в докладах (не менее 8) на всероссийских и международных научных конференциях и семинарах.
Результаты работы по проекту могут быть использованы для дальнейших научных исследований по истории древней Греции и Рима, различных аспектов религиозной и политической жизни античного мира. Они могут быть широко представлены в общих лекционных курсах по истории древней Греции, эллинизма,Рима, античной классической религии и раннего христианства, дать возможность существенного обновления преподаваемых курсов с учетом полученных при исследовании результатов и разработку новых разделов и тем для них. Также планируется разработка новых спецкурсов, посвященных религиозным авторитетам и экспертам в различные периоды истории античного общества.
Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту.
О. В. Кулишова в течение долгого времени специализируется на изучении вопросов древнегреческой религии, прежде всего в архаическую и классическую эпоху; она является автором 2 монографий «Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н.э.)» (СПб., 2001), «Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах V в. до н.э.» (СПб., 2014), где большое внимание уделяется сакральной основе античного театра, а также автором большой серии статей по данной проблематике, в том числе и по ее историографическому аспекту (из них 21 – в журналах,индексируемых в WoS СС, Scopus, RSCI). О. В. Кулишова разработала и читает учебные курсы «Религиозные центры античного мира», «Общегреческие святилища (Олимпия и Дельфы)», «История античной культуры», «История древней Греции» и др. Кроме того, О. В. Кулишова имеет опыт руководства научными проектами,поддержанными РФФИ и РГНФ (2004–2006, 2008–2010, 2013–2015, 2017, 2020–2022).
А. Д. Пантелеев много лет занимается историей раннего христианства и,шире, средиземноморской религиозности времени Римской империи. Это нашло отражение в большой серии статей и докладов (из них 15 – в журналах,индексируемых в WoS СС, Scopus, RSCI). Особо нужно отметить книгу переводов«Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования» (СПб., 2017). Эти работы были поддержаны грантами Президента России для молодых кандидатов наук (2009–2010), РФФИ и РГНФ (2011–2013, 2015–2017, 2021–2022). Регулярное обращение к этим темам происходит в рамках читаемых им в СПбГУ курсов «История раннего христианства», «Новозаветная традиция в истории раннего христианства»,«Христианская Церковь в истории Западной Европы», «Античные основы современной западной цивилизации».
А. В. Васильевым опубликован ряд работ, посвященных эволюции римской системы ценностей, досугу римской аристократии и отдельным аспектам религии республиканского времени; кроме того, в своей кандидатской диссертации он уделил большое внимание вопросу о влиянии религиозных обрядов на римскую политическую практику Многие аспекты этой проблематики необходимо учитывать при работе над изучением религиозных авторитетов в античности.
Н. Д. Зонова (студентка магистерской программы «Классическая филология и античная традиция в мировой культуре», СПбГУ) во время обучения в бакалавриате и магистратуре выбрала для специального исследования проблемы истории Греции в архаическую и классическую эпоху. В ее выпускной работе в бакалавриате («Способы легитимации тиранической власти в архаической Греции: религия и политика») много внимания уделяется вопросу о значении религиозного фактора в презентации власти в архаической и классической Греции.
Большинство участников коллектива уже имеют опыт работы над научными проектами, поддержанными различными российскими фондами, в том числе и совместной работы над проектами: «Маска в античном театре: происхождение, семантика, основные контексты функционирования» – РГНФ, № 13-31-01013, 2013–2015 гг. (руководитель– О.В. Кулишова, исполнители – А.В. Васильев, А.Д. Пантелеев) и др.
–публикации участников проекта по тематике исследования (за последние 3 года):
1) Кулишова О. В. Дельфийский омфал в литературных описаниях и изобразительном искусстве античного мира: история изучения и проблемы интерпретации. Статья в открытом архиве, № 2020/323. Дата депонирования:12.11.2020. Место депонирования: https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/theses/theses-2020.html;https://elibrary.ru/item.asp?id=44345659;
2) Кулишова О. В. Посвящения Аполлону в Дельфы: историческая память военных побед и особенности ее визуализации в Греции в Vв. до н. э. // Новый Гермес. 2021. № 4. С. 101–115; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47926969;
3) Kulishova O. V., Karpyuk S. G.The Lenaian Festival at Classical Athens in Sociocultural Context // Вестник СПбГУ. История. 2022. № 1. С. 92–101; https://elibrary.ru/item.asp?id=48364791;https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57205197782;
4) Кулишова О. В., Пантелеев А. Д. Христианские мученики в мире Второй софистики: риторика и перформативные практики // XXVIIIнаучная конференция «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и риторика». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 25–26 июня 2020 г. СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2020. С. 229–232; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44692516;
5) Кулишова О. В., Пантелеев А. Д. Полемикао зрелищах в поздней Римской империи (по данным литературной и агиографической традиции ) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2020. Т. 24, 1. С. 712–723; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43356740;
6) Пантелеев А. Д. Мученики и мученичество в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского //Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 4 (90); DOI: 10.18254/S207987840009847-0; https://elibrary.ru/item.asp?id=43092848;https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85091862569&doi=10.18254%2fS207987840009847-0&partnerID=40&md5=e6106a0cf30e61f1c9c499636a26a907;
7) Пантелеев А. Д. Раннехристианская агиографическая литература в конце XX– начале XXI в.: итоги изучения и перспективы. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 16.Вып. 1. 2022. С. 341–359; https://elibrary.ru/item.asp?id=49793961;https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85124032889&doi=10.25205%2f1995-4328-2022-16-1-341-359&partnerID=40&md5=66b51f4434b947a4683b444b4007f5c3;
8) Васильев А. В. «Римский ответ Ганнибалу»: к вопросу о римско-этолийском союзе // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2019. Вып. 19. № 2. С. 102–112; https://elibrary.ru/item.asp?id=48226756;
9) Васильев А. В. К вопросу о примерах «благородной смерти» из ранней римской истории в агиографической традиции // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2021. Вып. 21. № 1–2. С.151–162;
10) Зонова Н. Д. Дельфийский оракул и античная традиция о семи мудрецах// Шаг в историческую науку: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2019. С. 32–34; ISBN 978-5-7186-1182-3; https://elibrary.ru/item.asp?id=41163191.
– доклады участников проекта по тематике исследования на российских и международных научных (научно-практических)семинарах и конференциях (за последние 3 года):
1) Кулишова О. В. Дельфийский омфал: представления древних греков о сакральном центре и особенности их визуализации.Международная научная конференция в честь академиков Н. М. Никольского и В. М. Перцева «Лістападаўскія сустрэчы – XIV». БГУ, Минск, 11–12 ноября 2021 г. (пленарный доклад 11 ноября 2021 г.);
2) Кулишова О. В. Посвящения Аполлону Пифийскому и межполисные конфликты классической эпохи: «война памятников» в Дельфах. Научная конференция с международным участием «Историк и текст». ИВИ РАН, Москва, 20–21 декабря 2021 г.;
3) Кулишова О. В., Пантелеев А. Д. Полемика о зрелищах в поздней Римской империи(по данным литературной и агиографической традиции). Международная конференция «Индоевропейское языкознание и классическая филология – XXIV (Чтения памяти И. М. Тронского)». ИЛИ РАН,СПб, 22–24 июня 2020 г.;
4) Васильев А. В. Религиозная политика Коммода и мученичество Аполлония. Всероссийская научная конференция «Жебелёвские чтения – XXIV». СПбГУ,СПб, 26–28 октября 2022 г.;
5) Зонова Н. Д. От Геи к Аполлону: ранняя история Дельфийского святилища в античной литературной традиции. Всероссийская научная конференция «Жебелёвские чтения – XXIV». СПбГУ, СПб, 26–28 октября 2022 г.
Акроним | RSF_SRG_2023 - 2 |
---|---|
Статус | Выполняется |
Эффективные даты начала/конца | 1/01/24 → 31/12/24 |
ID: 116658515