Финансовый рынок является важнейшим экономическим механизмом, который поддерживает развитие реальной экономики и способствует повышению благосостояния общества. Традиционный взгляд на роль финансового рынка в экономике апеллирует к теории первичности финансового развития. Однако в последние годы все более очевидно, что данная теория не способна отобразить многообразие новых глобальных вызовов, связанных с истощением натуральных ресурсов. На смену традиционных запросов общества потребления приходит постепенное осознание ответственности за окружающую среду в том ее широком понимании, которое коррелирует с целями устойчивого развития (Sustainable Development Goals, SDG), принятыми на Нью-Йоркской конференции ООН в 2015 г. для всех стран мира на период с 2016 по 2030 г.
Смена настроений общества проявляется в практике бизнеса и государственного регулирования. Постепенно этот противоречивый и сложный процесс получает отражение в финансовой экономике. Все чаще поднимаются вопросы становления устойчивых финансовых систем, а устойчивые финансы, призванные способствовать устойчивому экономико-социо-экологическому развитию общества, становятся новой парадигмой финансового развития, обоснование значимости которой для развитых и развивающихся стран является научной задачей, требующей фундаментальных исследований.
Более того, сложились все предпосылки к тому, что устойчивые финансы могут рассматриваться как система научных представлений, способная предопределять идеологию финансового сообщества и методологию дальнейших исследований по финансовой тематике. Другими словами, система представлений об устойчивых финансах может претендовать на роль новой парадигмы финансовой науки, обоснование значимости которой и в целом, и по отдельным научным направлениям, включая исследования финансовых рынков, является немаловажной фундаментальной задачей.
В настоящее время инициатива в концептуализации, институционализации и инструментализации устойчивых финансов исходит от развитых стран Европейского союза. Немалые практические успехи в этой области достигнуты и развивающимися странами, в первую очередь Китайской народной республикой, опыт которой должен найти преломление в научных исследованиях. Финансовые услуги, основанные на принципах устойчивого развития, уже на данный момент обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых потоков с участием массового инвестора, заинтересованного не только в экономической эффективности вложений, но также в их экологической и социальной значимости.
В странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) потенциал устойчивого финансового развития практически не реализован. На этом этапе, прежде всего, важно обосновать, что устойчивый финансовый рынок будет способствовать достижению целей устойчивого развития стран-участниц ЕАЭС, обозначив новые траектории финансовой интеграции. Необходимо аргументировать целесообразность расширения спектра финансовых услуг, способствующих достижению целей устойчивого развития, что потребует внедрения новых финансовых инструментов. Требуют научного исследования вопросы расширения каналов инвестирования в экономику стран Союза с использованием институтов и инструментов ответственного финансирования.
Отметим, что в составе ЕАЭС есть страны с большими объемами добычи углеводородного сырья, и, поскольку организация биржевой торговли углеродными квотами способна стать драйвером развития общего финансового рынка, вопрос участия в мировой торговле правами на углеродные выбросы заслуживает приоритетного внимания. В целом парадигма устойчивых финансов должна найти отражение в новых принципах предоставления финансовых услуг, включая услуги, связанные с финансированием масштабных инфраструктурных проектов. В частности, это касается зеленых проектов, для финансирования которых евразийские институты развития могут эмитировать облигации в валюте стран-участников интеграции, решая таким образом не только проблемы устойчивого развития, но и стимулируя финансовую интеграцию.