описание

Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы — определение предикторов этикетных моделей поведения в целях совершенствования взаимодействия субъектов учебного процесса в организациях высшего образования. В вузах осуществляется подготовка будущих высококвалифицированных специалистов не только с развитыми профессиональными компетенциями, но и компетенциями межличностного взаимодействия. Одним из условий эффективности этого процесса является создание и поддержание оптимального психологического климата и организационной культуры, что обеспечивается, в частности, совершенствованием процесса взаимодействия педагогов и студентов. Существующие нормативные документы лишь частично обеспечивают решение этой задачи. Важную роль в регуляции общения преподавателей и студентов традиционно выполняют культурные модели поведения - неписанные правила вузовского этикета. Их соблюдение обеспечивает общепонятность и предсказуемость поведения между субъектами общения с разными статусами – преподавателями и студентами.
Важность и фундаментальность исследования роли этикетных моделей в регуляции вузовского межличностного общения состоит не только в их позитивной роли для осуществления учебного процесса, но также в том, что опыт такого взаимодействия оказывает безусловное влияние на формирование нравственной культуры общества в целом, отражая универсальность нормативных моделей. Соблюдая правила этикета, субъект проявляет уважение к партнеру по общению и к самому себе как субъекту, обладающему этим статусом. Опыт такого общения особенно важен для студентов. Место студента как учащегося вуза предполагает, что, выражая посредством различного рода этикетных правил и форм поведения свое уважение к преподавателю, он фиксирует свой статус студента, которого добивался, поступая в престижное для общества учебное заведение. Правила вузовского этикета обеспечивают подтверждение этого статуса со стороны педагога.
В этой связи очень важно изучение предикторов интрапсихической регуляции этикетного поведения, так как именно в вузе в процессе учебной деятельности создаются условия для интериоризации моделей этикетного поведения, в которых выражается взаимное уважение неравных по социальному статусу партнеров. Получение высшего образования не только открывает студентам возможность для получения престижной работы, но и позволяет применить освоенные модели этикетного поведения в своей дальнейшей профессиональной деятельности, что еще раз подчеркивает фундаментальность и широту проблемы. Применяя освоенные в вузе модели этикетного поведения в других социальных интеракциях, выпускники вуза реализуют в своих контактах с расширенным кругом партнеров по общению важнейший нравственный принцип уважения к личности.
АкронимRFBR_a_2019 - 1
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца14/01/1925/12/19

    Области исследований

  • интрапсихическая регуляция, нормативная регуляция поведения, этикетное поведение, символическое выражение статусных различий, модели этикетного поведения, этикетные ситуации, функции этикета, правила этикета, социальная идентичность, ценностные ориентации личности, черты личности, преподаватели вуза, студенты вуза, организационная культура вуза

ID: 38460963